ПРАВДА 14 августа 1967г. стр.3
 

ОТВЕТ СЫНУ
 

На наш завод пришло письмо Григоренко Павла Кирилловича. Он спрашивал о своем отце, которого почти не помнит. Отец работал на нашем заводе и умер в 1928 году, когда Павел был еще мальчишкой. Теперь Павел Кириллович сам отец, его старший сын работает токарем на автозаводе имени Лихачева, второй сын учится в техникуме, третий в школе. "Они просят рассказать о дедушке, а что я то расскажу, когда сам мало что знаю. Слыхал только, что работал отец на вашем заводе, был большевиком...",- так писал Григоренко.

Мы внимательно отнеслись к просьбе сына. Просмотрели многочисленные материалы заводского историко-революционного музея, расспросили старых кадровых рабочих, изучили архивные документы. Установили, что Кирилл Антонович Григоренко - отец Павла Кирилловича,- слесарь механического цеха, еще до революции стал большевиком. Он активно участвовал в борьбе за Советскую власть. Мы подробно сообщили об этом его сыну и внукам. А об одном эпизоде хотим рассказать на страницах Правды.

Когда деникинцы отступали из Харькова, они расстреливали, вешали, грабили. Исполнявший обязанности начальника наших мастерских инженер Беев подучил секретное предписание деникинских властей - подготовить оборудование и все пригодное имущество к эвакуации на юг. Неожиданно для белых возникло осложнение: рабочие, руководимые большевиками подпольщиками, отказались снимать станки, разбирать и грузить в вагоны оборудование. В ответ на этот бунт деникинцы прислали вооруженный отряд под командованием озверевших офицеров. Чтобы надолго омертвить цехи, белогвардейцы стали снимать рабочие части станков, передаточные механизмы - все это бросали в товарный вагон. Туда погрузили суппорты, шпиндели, патроны, шкивы, рукоятки, резцы и т. п.

Загруженный вагон выставили к южным воротам открывающим путь на станцию. Вечером его запломбировали, дежурному по станции деникинцы велели прицепить этот вагон к составу уходящему на юг. Но вот ночью, боевая группа рабочих во главе с большевиком Кириллом Григоренко подошла к вагону. К ним присоединялся мастер Д. Федоренко, которому приказано было охранять груз. Присоединились к ним и сторожа. Не мешкая они вручную закатили вагон в малярный цех, сорвали пломбу и разгрузили. Затем, чтобы не вызывать подозрений, загрузили вагон непригодным металлом, всевозможным хламом.

Теперь надо было вновь его запломбировать. Но пломбировочные щипца были в сейфе, ключ от которого хранился у Беева. Руководитель боевой группы Кирилл Григоренко решил напрямик обратиться к инженеру Бееву и все ему рассказать. Если же он добровольно не откроет сейф и не даст щипцы, то рабочие, предупредил Григоренко, сделают это сами. Беев без колебаний выдан пломбировочные щипцы и стал содействовать окончанию задуманного дела. Навесили новую пломбу, подкатили вагон к тем же южным воротам, а через несколько часов деникинские офицеры сами могли убедиться, как груженный запломбированный вагон прицелили к их эшелону...

Так благодаря большевикам подпольщикам и их боевому руководителю Кириллу Григоренко были спасены станки и оборудование. Сразу после прихода Красной Армии начальником мастерских был назначен инженер Беев. Он оправдал доверие. Впоследствии его наградили орденом Ленина.

 

И. Ищенко. Председатель завкома профсоюза вагоноремонтного завода г.Харьков