ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ
Драгоценные и поделочные камни - минералы,
используемые для изготовления украшений и художественных изделий. Основными критериями для
отнесения минерала к драгоценным и поделочным служат красота (цвет, блеск, прозрачность, «игра»,
иризация, опалесценция, рисунок и др.), прочность (твердость — для сохранения качества огранки и
полировки, вязкость — для устойчивости изделия и др.).
Встречаются в природе редко; большие
экономические затраты на поиски, добычу, обработку и огранку камней определяют их высокую стоимость.
Делятся на: собственно драгоценные камни (самоцветы) —
прозрачные, твердые (св. 7 по шкале Мооса), цветные или бесцветные с ярким блеском, идущие после огранки
на изготовление дорогих ювелирных изделий, и поделочные
цветные камни — полупросвечивающие или непрозрачные, с красивой окраской, рисунком или включениями,
используемые для художественно-декоративных поделок (стенной орнамент, столы, вазы и др.), мелких
вставок, а также для технических целей.
Учение о драгоценных и поделочных камнях
называется геммологией. Известно свыше 100 драгоценных и поделочных камней. Часто в качестве
поделочных камней используются полупрозрачные или красиво окрашенные разновидности рудных и других
минералов. Ювелирные драгоценные камни помещают в дорогостоящие оправы из золота и платины,
поделочные камни I порядка обрамляют в основном серебром или мельхиором, II порядка — мельхиором и
дешевыми металлами.
Синтез и облагораживание камней
В 1902 Н. Вернейль во Франции впервые синтезировал
рубин и сапфир. Современный рынок заполнен синтетическими ювелирно-ограночными материалами, которые
либо идентичны по составу, структуре и свойствам природным, либо имеют с ними внешнее сходство. В
ювелирном деле широко используются синтетические рубин, сапфир, изумруд, аметист, цитрин, зеленый,
голубой, синий и коричневый кварц, разноцветные шпинели, рутил, благородный опал, бирюза, малахит,
лазурит и др. В значительных количествах выращивается жемчуг. Однако стоимость синтетических
аналогов в десятки и сотни раз ниже, чем природных камней таких же размеров. Причем если для последних
характерна постоянная тенденция к увеличению цены, то стоимость синтетических камней с течением
времени падает. Известно много способов улучшения качества
природных драгоценных камней за счет их нагрева (топаз, морион и др.), обработки флюидами в автоклавах
(берилл и др.), воздействия ионизирующим облучением (алмаз, кунцит и др.), либо окрашиванием с
поверхности или на полную глубину (низкосортная бирюза, разновидности халцедона и опала и др.).
Твердые камни (алмаз, рубин, сапфир, кварц, турмалин, халцедон, яшмы) широко используются в технике.
Добыча камней
В средние века большинство самоцветов
добывалось в Индии (алмазы, рубины, сапфиры), Бадахшане (красная шпинель, лазурит). Основными
поставщиками драгоценных и поделочных камней в конце 20 в. служат страны, расположенные в Латинской
Америке (Бразилия, Венесуэла, Колумбия), Африке (ЮАР, Ангола, Ботсвана, Заир, Сьерра-Леоне, Замбия,
Зимбабве, Мадагаскар), Юго-Восточной Азии (Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд).
В России добывают алмазы, лазурит, нефрит, янтарь, топаз. Крупные
запасы алмазов известны в Заире (600 млн. карат), ЮАР (200 млн. карат), Ботсване (150 млн. карат), Австралии.
Крупнейшая в мире фирма по добыче и объему продаж алмазов — «Де Бирс». Стоимость ограненных алмазов (бриллиантов)
меняется в зависимости от качества камня и огранки от 600 до 6000 дол/карат. Включения и желтый оттенок (нацвет)
снижают стоимость, голубой — повышает ее. Рубины добываются из
речных россыпей в Индии, Таиланде, Кении, Танзании, Мьянме (наиболее ценные кроваво-красные камни с
легким фиолетовым оттенком — «голубиная кровь»). Цены на таиландские рубины — 500-3000 дол/карат; рубины
из Мьянмы стоят в несколько раз дороже. Сапфиры добываются в Мьянме (вместе
с рубинами), Таиланде, Камбодже, Шри-Ланке. Самыми ценными считаются васильково-синие сапфиры из
Мьянмы, стоимость которых от 700 до 2000 дол/карат. Еще дороже ценятся звездчатые голубые сапфиры, при
полировке которых кабошоном выявляется шестилучевая звезда (астеризм), обусловленная
тонкоигольчатыми включениями рутила. Изумруды добывались в Древнем
Египте на побережье Красного моря. С 16 в. начался вывоз изумрудов из Южной Америки; наиболее крупные
месторождения расположены в Колумбии (Музо, Чивор, Коскуэс), ежегодно добывающей до 1,5 млн. карат, т. е.
70-80% мировой добычи, из них 50 тыс. карат высшего качества. Известны также месторождения изумруда в
Бразилии (Карнаиба и др.), Юго-Восточной Африке (Сомерсет, Кобра, Гравелот, Сандвана и др.), Индии,
Пакистане, Австралии. В России изумруды были найдены в 1830 на Урале, к
востоку от Екатеринбурга (Малышевское месторождение). Самые дорогие изумруды обычно густого или
яркого травяно-зеленого цвета (обусловленного примесью трехвалентного Cr); стоимость
высококачественных изумрудов — 500-5000 дол/карат.
Коллекции камней
Наиболее крупные коллекции драгоценных камней
находятся в:
Москве (Алмазный фонд,
Оружейная палата, Минералогический музей, Музей землеведения МГУ, Минералогический музей Московской
горно-геологической академии), Санкт-Петербурге (музей Горного института, Минералогический музей Санкт-Петербургского
университета, Эрмитаж), Лондоне (Британский музей, Геологический музей в Южном Кенсингтоне),
Фрайбурге (Геологический музей Горной академии),
Париже (Музей истории природы),
Вашингтоне (Национальный музей истории природы Смитсоновского
института); Нью-Йорке (Американский
музей истории природы) и Кембридже
(Минералогический музей Гарвардского университета).
Библейские и исторические камни
Драгоценные и поделочные камни известны с
глубокой древности. Им придавалось сакральное значение, они использовались в ритуалах. В Библии
описан наперсник первосвященника, украшенный 12 драгоценными камнями (по числу колен израилевых).
В 1-м ряду располагались рубин, топаз, изумруд; во 2-м — карбункул, сапфир, алмаз; в 3-м
— яхонт, агат, аметист; в 4-м — хризолит, оникс, яспис (яшма); (Исход, гл. 28).
Они упоминаются в Новом Завете (Апокалипсис, гл. 21) при описании Небесного города: основания стены
города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис (яшма), второе — сапфир,
третье — калкидон (халцедон), четвертое — смарагд, пятое — сардоникс, шестое — сердолик, седьмое —
хризолит, восьмое — вирилл (берилл), девятое — топаз, десятое — хризопраз, одиннадцатое — гиацинт,
двенадцатое — аметист.
На протяжении человеческой истории многие
драгоценные камни, обладающие огромной ценностью, получили собственные названия: «Куллинан», «Орлов»,
«Шах», «Кохинор», «Регент», «Хоуп», «Девонширский изумруд», «Гимедра», «Рубин Тимура» и др.
Драгоценные и поделочные камни в
прикладном искусстве
Природные камни издавна применяются в
прикладном искусстве для ювелирных украшений, выполнения деталей убранства интерьеров, предметов
культа, парадного оружия, доспехов, а также символов власти. Находки орудий и украшений, выполненных
из поделочных камней, встречаются уже в поселениях позднего палеолита и неолита. В эпоху бронзы (с 4-го
тыс. до н. э.) камни стали помещать в металлическую оправу.
Искусство древнего Востока
В цивилизациях древнего Востока (в бассейнах рек
Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг) обработка и использование поделочных камней достигли высокого уровня к
началу 3-го тысячелетия до н. э. Для изделий мастеров Шумера характерны мягкая полихромия, ритмичность
орнаментальных композиций. Широкое распространение в тот период получили цилиндрические печати с
геометрическим узором, вырезанным на агатах и халцедонах.
Ювелирное искусство Египта периода Древнего Царства (с нач. 3-го тысячелетия до н. э.) представлено
золотыми украшениями с линейным узором из аметистов, лазуритов и бирюзы из гробниц близ Абидоса и
Нагады. С нач. 2-го тысячелетия до н. э. значительного совершенства достигла обработка поделочных
камней, была освоена техника «холодной эмали» (маленькие кусочки цветного камня и цветных стеклянных
паст помещали между золотыми перегородками узора). Утонченностью отделки отличаются изделия
мастеров Нового Царства, комплекс роскошных украшений из гробницы фараона Тутанхамона (14 в. до н. э.).
Богатство и разнообразие поделочных камней Индии и соседних с ней стран Юго-Восточной Азии
обусловили их раннее и широкое использование в искусстве древних цивилизаций этого региона.
Памятники 3-1 тысячелетия до н. э. (например, Хараппской цивилизации) дают представление о широком
использовании и совершенстве обработки камней в ювелирных украшениях, для которых характерно
преобладание драгоценных и поделочных камней над материалом оправы, яркая полихромия. В последующий
период, несмотря на значительное влияние других культур, искусству обработки камня в Индии было
присуще богатство цвета и детализация почти неизменных в веках сложных орнаментальных композиций.
Искусство народов Китая
В Китае искусство резьбы по камню известно со 2-го
тысячелетия до н. э. Широко использовался нефрит, издавна почитавшийся на Востоке, и разновидности
кварца (аметист, дымчатый кварц, морион и др.). Из нефрита, найденного в предгорьях Куньлуня, выточено
церемониальное оружие (ножи, топорики) с гравированным узором, относящееся ко времени династии Инь
(16-11 вв. до н. э.). Для камнерезных украшений 3-2 вв. до н. э. характерны условность форм и стилизованный
орнамент. Средневековые резчики Китая в изысканных формах скульптурных композиций 16-17 вв. передавали
тончайшие нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста, нефрита. В ювелирных украшениях
более позднего времени бирюза, коралл, нефрит, малахит, шпинель и жемчуг вплетены в сложные
орнаментальные мотивы (эмалевый, сквозной прорезной, сканый узоры) в виде облаков, ветвей и цветов с
фигурами мифологических существ.
Искусство народов Центральной и Южной Америки
Культура использования драгоценных и
поделочных камней в этом регионе насчитывает многовековую традицию. На территории современной
Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев использовались нефриты различных
оттенков, лазурит, бирюза, благородные кварцы, изумруд; были хорошо развиты техника резьбы по нефриту
и инкрустации бирюзой и нефритом. История работы с этими материалами в ряде культур доколумбовой
Америки насчитывает до трех тысяч лет (с сер. 2-го тыс. до н. э. до 16 в. н. э.)
Эгейская культура
Средиземноморье: (Кипр, Родос, Сицилия, побережье
Греции и Малой Азии, 3-2-е тысячелетие до н. э.) На раннем этапе развития эгейская культура находилась
под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего Египта. Ее образцы, в частности, представлены в
коллекции сокровищ из Гиссарлыка (Трои) в Малой Азии, открытых Г. Шлиманом. В ней содержатся золотые
украшения, церемониальное оружие, дополненные лазуритами, нефритами, сердоликами, янтарем и кораллом.
Античное искусство
Искусство глиптики классического периода 5-4 в.
до н. э. представлено геммами на агате, сердолике, ониксе; сюжеты их композиций определены образцами
современной им скульптуры. В них подчеркнуты пластическое совершенство и гармония человеческого
тела и природы. Выделяются работы выдающегося резчика Дексамена Хиосского. В эпоху эллинизма (кон. 4-1
в. до н. э.) искусство резьбы и гравировки по камню достигло высокого совершенства. В 4-3 в. до н. э.
центром изготовления инталий и камей становится Александрия. В работах ее мастеров сплетаются
традиции классической скульптуры Греции и искусства Древнего Египта. Широкое применение
драгоценных и поделочных камней в искусстве Древнего Рима относится к 3 в. Значительный спрос на
изделия из них и золота привел к развитию ювелирного искусства; впервые начинается специализация
мастеров-ювелиров (шлифование, полировка, резьба, моделирование изделий).
Искусство средневековья и Возрождения
В работах византийских мастеров 4-8 вв. традиции
античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью и обилием цвета, характерным для
художественных традиций Востока. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют роскошные
тонкостенные сосуды из резного камня, предметы культа и украшения, изобилующие кабошонами цветных
камней и жемчугом. Известны превосходные камеи на поделочных камнях, выполненные византийскими
резчиками. Замечательными памятниками ювелирного искусства
Европы служат ювелирные украшения, предметы интерьера и церемониальные вещи, относящиеся к эпохе
пламенеющей готики (14 в.) и Ренессанса. Самоцветы из месторождений Саксонии, Богемии и Моравии служат
материалом для развивающихся художественных промыслов в Идар-Оберштайне (Германия) и Среднечешских
горах. Увеличение (после Великих географических открытий) притока
камней из Индии, Цейлона, Сиама и Бразилии определило богатство и разнообразие материалов,
применявшихся ювелирами. Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены завершенностью
композиций, фантазией, а отделка — тщательностью проработки. К созданию ювелирных украшений кон. 15-
нач. 17 вв. обращались великие мастера А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Б. Челлини. Среди излюбленных типов
ювелирных изделий Возрождения — нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них
служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. В эпоху правления Медичи расцветает
камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики.
Европейское искусство 17-19 вв.
Совершенствование огранки в сер. 17 — кон. 18 вв.
предопределило последующее преобладание драгоценного камня, особенно алмаза, над материалом оправы
в ювелирных украшениях. Пышные ювелирные украшения в стиле барокко и изысканные, утонченные вещи в
стиле рококо зачастую заказывались комплектами — парюрами, в которые входили предметы, сходные по
подбору камней и декору. Для украшений интерьера наряду с драгоценными и поделочными камнями и
металлами использовали необычные материалы — перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и
страусовые яйца. В этот период возрождается интерес к
прибалтийскому янтарю. В 1701-65 создается шедевр мозаичного искусства — Янтарная комната. В эпоху
классицизма, стилистику которого определило искусство античности, наступает время расцвета
глиптики и повсеместного увлечения уникальной красотой камней. Четкая пластика и благородная
красота композиции отличает камеи лучших мастеров 18 в. — А. и Дж. Пихлеров (Италия), Ж. Гюэ (Франция), В. и
Ч. Браунов (Англия). В ювелирном искусстве предпочтение отдавалось камням светлых и холодных тонов,
которые часто сочетались с серо-голубыми эмалями. На протяжении 19 в.
ювелирное производство постепенно механизируется. Расширяется ассортимент применяемых камней и
типов ювелирных изделий. Наряду с уникальными изделиями ручного производства, выполняемыми на заказ,
создается массовая ювелирная продукция. Крупнейшими центрами хорошо оснащенного ювелирного
производства к концу 19 в. становятся Париж во Франции, Пфорцхайм в Германии, Бирмингем в Англии. В
конце 20-х гг. 19 в. на смену торжественно-эффектным украшениям позднего классицизма (ампир) приходит
эпоха историзма с характерной быстрой сменой стилистических направлений. С возникновением на рубеже
19 и 20 вв. стиля модерн, наряду с золотом и эмалями мягких оттенков охотно применялись халцедон, агат,
янтарь, жемчуг. Изделиям 1920-30-х гг. эпохи ар деко присуща
геометрическая четкость форм и орнаментов, сочетание бриллианта с платиной. Для изделий с цветными
камнями характерны яркие контрасты чистых цветов. В эти годы разрабатывается классическая
бриллиантовая огранка и более совершенные виды закрепки драгоценных камней.
Современные ювелирные украшения разнообразны в стилистическом отношении. Богат и широк подбор
материалов, наряду с традиционными драгоценными и поделочными камнями в массовой продукции широко
используются синтетические камни. Крупнейшие современные центры ювелирного производства — города т.
н. «Золотого треугольника» (Виченца, Валенца, Ареццо) на севере Италии, Пфорцхейм в Германии, Париж,
Бирмингем в Англии, Нью-Йорк. Заметное место в ювелирном производстве в 1990-е гг. заняли страны юго-восточной
Азии. Ведущие ювелирные фирмы — законодательницы в ювелирном искусстве: «Картье», «Бушерон», «Булгари»,
«Гэрард», «Тиффани», «Ван Клиф и Арпелс», «Гарри Уинстон».
Искусство России
Культура обработки драгоценных и поделочных
камней в России имеет многовековую историю. В славянских захоронениях встречаются ожерелья и серьги
из сердоликов, горного хрусталя, коралла и янтаря. В изделиях мастеров домонгольской Руси (10-13 вв.)
встречаются местные и привозные (Византия, Средняя Азия, Китай) самоцветы в виде подшлифованных
кабошонов неправильной формы. Тонко разработан колорит украшений, в роскошных вариантах сочетающий
цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и сканью (например, сокровища Старорязанского клада
12 — нач. 13 вв.). С укреплением централизованного государства
растет богатство Московского двора. Работы придворных мастеров 16 в. характеризуются широким
использованием драгоценных материалов и виртуозным применением сложных приемов художественной
декорировки (эмаль по скани, чернение, чеканка, скань). При всей роскоши изделий они отмечены ясностью
формы и благородством убранства. Для ювелирного искусства 17 в. характерны яркость, праздничная
нарядность произведений. Сочетание поделочных камней с речным жемчугом дополняет уборы горожанок и
представительниц зажиточных крестьянских семей; изделия, выполненные для придворной аристократии,
изобилуют роскошными рубинами, изумрудами и алмазами («Евангелие» работы Терентьева, Васильева и др.,
1678, парадные венцы царевичей Петра и Ивана 1780-е гг.). Особое
место в русском прикладном искусстве занимает жемчужное шитье. Предметы светского и церковного быта
15-18 вв., шитые жемчугом, составляют гордость отечественных музейных собраний. Реформы Петра I оказали
влияние на поиск отечественного минерального сырья, а также способствовали созданию первых
гранильных предприятий (Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская гранильная фабрика,
Колыванская шлифовальная фабрика). В ювелирном искусстве
барокко в1-й пол. 18 в. используется широчайшая палитра драгоценных камней в сочетании с литьем,
чеканкой высокого рельефа, яркими эмалями. Для изделий этого времени характерна живописность, пышная
декоративность, высокий технический уровень исполнения. Произведения, выполненные в 50-60 гг. 18 в.,
отмечены особым изяществом. Для них характерны богатые, близкие к природным объемно-пространственные
композиции (букеты и гирлянды цветов, каскады воды). «Веком
бриллианта» называют ювелиры 2-ю половину 18 в. Бриллианты доминируют в парадных украшениях. Шедеврами
ювелирного искусства стали работы петербургских мастеров И. Позье, отца и сыновей Дюваль, Л.
Пфистерера и др. (Большая императорская корона 1762, брошь к корсажу платья «Большой букет» — 1773,
хранящиеся в Алмазном фонде). В эпоху классицизма для ювелирных
изделий конца18 — начала 19 вв. из камней характерны стремление к четкости форм, строгости и лаконизму
декора. Излюбленными становятся светло-сиреневые аметисты, нежно-голубые аквамарины, гиацинты и
особенно бриллианты. Для дневных украшений предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и бирюзу.
Увлечение искусством античности нашло яркое выражение в распространении украшений с камеями и
инталиями. Разработка отечественных месторождений яшм, родонита,
амазонита и др. обеспечила сырьевую базу для последующего развития камнерезного искусства в России.
С 80-х гг. 18 в. оно переживает период расцвета. В создании рисунков и чертежей каменного убранства
дворцов принимали участие выдающиеся зодчие Д. Н. Воронихин, К. И. Росси, К. А. Тон и др. С открытием
уральских малахитов и лазуритов в Прибайкалье рождается искусство русской мозаики — облицовки
сложнопрофильных изделий из мрамора или змеевика тонкими плитками подобранного по узору и цвету
малахита и лазурита. В 19 в. в России возник ряд хорошо
оснащенных крупных ювелирных фирм («Сазиков», «Овчинников», «Хлебников», «Болин» и др.), мировую
известность уже в конце 19 в. получают ювелирные изделия фирмы «Фаберже». На рубеже 19 и 20 вв. русская
ювелирная промышленность почти на 95% обеспечивала внутренний рынок. Современные художники-ювелиры
охотно обращаются к работе с драгоценными и поделочными камнями. Среди них и мастера старшего
поколения В. М. Храмцов, И. Д. Шедов, С. М. Березовская, В. Г. Поволоцкая, и молодые, но уже получившие
признание на отечественных и зарубежных выставках (например, художница из Екатеринбурга Елена
Оналева, лауреат престижного конкурса бриллиантовых украшений «Diamond Awards», организуемого синдикатом
«Де Бирс»). Современные ведущие предприятия в России, успешно
работающие с драгоценными и поделочными камнями, — акционерное общество (АО) «Русские самоцветы» в
Санкт-Петербурге, АО «Ювелиры Урала» в Екатеринбурге, АО «Красносельский ювелирпром» (Красное,
Костромская обл.), малое государственное предприятие «Карат» (Москва), фирма «Сирин» (Москва),
государственная геологопромышленная корпорация «Кварцсамоцветы» (Москва).
Литература:
Шандровская В. С. Культура и искусство Ближнего и Среднего Востока IV
тыс. до н. э. — XVIII в. н.э. и Византии IV — XV вв. Л., 1960. Ферсман А. Е. Драгоценные и цветные камни СССР //
Избранные труды. М., 1962. Т. 7. Мартынов М. В. Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII — XVIII
вв. М., 1973. Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство XVI-XIX вв. М., 1974. Солодова Ю. П. Ювелирные
камни. М., 1982. Самсонов Я. П., Туринге А. П. Самоцветы СССР. М.,1984.
|