Книга перемен

[№ 45] Цуй. Воссоединение

Мы имели случаи неоднократно убедиться в том, что гексаграммы в «Книге перемен» следуют одна за другой по принципу противоположности. Так и в этом случае после перечения как разрозненности идет гексаграмма, обозначающая воссоединение. Зто воссоединение, собственно говоря, намечалось уже как внутреннее качество в предыдущей ситуации. Здесь оно является основной темой данной ситуации. В древнем Китае царь рассматривался как живой представитель всех своих отцов, т.е. предыдущих царей. В этом отношении антитеза живого и мертвого использована в данном афоризме. Однако афоризм говорит не только об антитезе, но также и о воссоединении этих противоположностей. В этом же смысле приходится понимать и встречу с великим человеком, о которой говорит текст. Так как здесь говорится о воссоединении в целом, во всех его возможных вариантах, то дается указание на воссоединение как на серьезное и крупное дело, для которого необходимы великие жертвоприношения. Если все это соблюдено человеком, то благоприятность его действия, хотя бы оно было и крупным, гарантирована сама собой. В тексте мы читаем:
Воссоединение.
Свершение.
Царь подходит к обладателям храма [к духам предков].
Благоприятна встреча с великим человеком. Свершение.
Благоприятна стойкость.
Необходимо великое жертвоприношение, [тогда] - счастье.
Благоприятно иметь, куда выступить.

1

Правда как отражение действительности рождается в синтезе. Поскольку здесь, на первой позиции, лишь намечается возможность синтеза, постольку правдивость не может быть доведена до конца. Благодаря этому и результат деятельности, построенной на такой неполной правдивости, может быть как гармоничен, так и негармоничен. Если результат деятельности приведен к хаосу, то человек может лишь скорбно воскликнуть об этом. Наоборот, если результат приведет все-таки к воссоединению, то оно и будет достигнуто. Во всяком случае, страх в такой деятельности мог бы только повредить человеку. Поэтому «Книга перемен» советует:
В начале слабая черта.
[Если] будешь правдивым, [но] не до конца, то [может быть] как растерянность, так и воссоединение.
Тогда воскликнешь, [но] все сразу соберутся, и будет смех.
Не бойся.
[Если] отправишься, хулы не будет.

2

Воссоединение может наступить и при пассивности одной из соеди­няющихся сторон. Она может быть лишь увлечена. Но даже и это может гарантировать благоприятный исход. А если этот исход будет благоприятным, то он потребует затраты лишь небольших жертв, ибо не в количестве жертв дело, а в той правдивости и благоговении, с которыми приносится жертва. В этом смысле текст говорит:
Слабая черта на втором [месте].
[Дашь себя] увлечь, [и будет] счастье.
Хулы не будет.
[Если ты] правдив, то это благоприятствует
[необходимости] принести [даже малую] жертву.

3

Процесс воссоединения может идти и неправильно, он может привести к сожалению. И именно эта возможность отражена в третьей позиции кризиса. Поскольку на ней не заканчивается процесс, постольку из нее нужно выступить. Это лучшее, что может быть сделано, но даже и тогда человек может пожалеть, что пропустил более благоприятный момент - предыдущую вторую позицию. Так, в тексте сказано:
Слабая черта на третьем [месте].
Воссоединение и вздохи!
Ничего благоприятного.
[Если] выступишь, [то] хулы не будет, [а будет лишь] небольшое сожаление.

4

Но вот момент кризиса миновал, и впервые перед человеком появляется возможность подлинного воссоединения. Само собою, что этот момент охвачен переживанием счастья. Поэтому лаконичный текст говорит:
Сильная черта на четвертом [месте].
Великое счастье.
Хулы не будет.

5

То счастье, которое переживается на предыдущей ступени, может быть силой, которая притягивает к себе всех окружающих. Поэтому в данной ситуации все могут стремиться не к тому человеку, который занимает главную, пятую позицию, т.е. является носителем воссоединения по преимуществу, а к его предтече - человеку, символизированному четвертой чертой. Поэтому к главному носителю принципа воссоединения может быть проявлено некоторое недоверие. Однако это недоверие не должно его смущать. Он должен от самого начала и навеки оставаться стойким, ибо ему как прошедшему через опыт предыдущей ступени известно, что тяготение к предтече является лишь переходным этапом, лишь частью пути, который проходят все, стремящиеся к воссоединению именно с ним, стоящим на пятой позиции. Поэтому «Книга перемен» здесь только констатирует:
Сильная черта на пятом [месте].
Воссоединение [у того, кто] занимает престол.
Хулы не будет,
[Если все же] нет доверия, [то будь от] начала и вовеки стойким, [тогда] раскаяние исчезнет.

6

Ситуация воссоединения является благоприятной, но на шестой позиций она приходит к своему концу, это может быть пережито человеком как большое горе. Он может отдаться плачу, описанному в «Книге перемен» в самых реалистических чертах. Но дальнейшая ситуация - ситуация подъема, к которому приводит воссоединение, - является тоже благоприятной. Поэтому «Книга перемен» утешает здесь так:
Наверху слабая черта.
Жалобы и стоны, и слезы - до насморка.
Хулы не будет.

 

НАЗАД ИСХОДНАЯ СЛЕДУЮЩАЯ