Еще одна ложь

На днях по телевизору передача была. Там речь шла об эстрадной музыке соцстран во времена социализма. Там участвовал Бисер Киров, Карел Готт. Речь шла о Лили Ивановой, Родмиле Караклаевич и других. И там была высказана некая философско-историческая конструкция. Суть её в том, что в СССР была только советская музыка, а в качестве зарубежной была эстрадная музыка социалистических стран. А что касается стран капитализма, то её не было и вовсе. Так вот, утверждаю. В Советском союзе была музыка всего мира. И доказательства этого у меня есть.

Вот перед вами одна из сохранившихся у меня пластинок. Совнархозы это производственно-территориальные образования времён Хрущева. Пластинка полностью посвящена зарубежной музыке. США, Франция, Перу и многие другие страны. Мы знали и любили зарубежную музыку. Она была в передачах радио, тогда ещё черно-белого телевидения, и конечно широко выпускалась на грампластинках.  Как шеллаковых, так и виниловых. Играли как на патефонах, так и радиолах. Репертуар самый разнообразный. Сибоней, Елвис Пресли, Дин Рид, Далида, Едит Пиаф, Шарль Азнаур, Мирей Матье, Ив Монтан, Луи Амстронг, Робертино Лоретти и многие другие. Широко были известна и инструментальная музыка. Массово тиражировалась музыка оркестров Глена Миллера и Поля Мориа. С оркестром Глена Миллера мы были знакомы по фильму "Серенада Солнечной Долины", который неоднократно и с большим успехом был в прокате. Мало того, мы даже знали и эстрадную музыку фашистской Германии в исполнении, например, любимой актрисы Гитлера Марики Рёкк в музыкальной комедии "Девушка моей мечты". Кое какие из их песен я нашел в Интернет. Но не все. Кое какие я записал с потертых пластинок. Вы их узнаете.

В СССР некоторые зарубежные исполнители были столь популярны, что доходило до мании. Некоторые были даже более популярны, чем на родине. Исключительно был популярен Джо Дассен. Настолько, что его можно было признать национальной гордостью советских людей. Некоторые приезжали к нам. Например, Дин Рид. Был частым гостем в Советском Союзе. Приезжала и Мирей Матье. Посетил нас и Мишель Легран.

Так что в музыкальном мире Советского Союза зарубежная музыка известна была очень широко, в том числе конечно и музыка социалистических стран. Карел Готт, Родмила Караклаевич, Лили Иванова, Бисер Киров, Анна Геман и другие здесь только и паслись. Скажу честно, массового наплыва зарубежных исполнителей как сейчас не было. И не потому, что их не пускали. Они сами не хотели. Нужно ведь понимать, что Алла Пугачева, выступая на концерте, получала очень небольшие деньги. Точно не знаю, но скажем рублей 50. Деньги не плохие. На них можно было купить велосипед. Но было бы странно, если бы Биттлз приехали к нам за такими деньгами, тем более что они их не смогли бы обменять на валюту. А к деньгам Битлы были очень жадные, не то, что Дин Рид.

Безусловно, что была и цензура. Она тогда везде была. Запрещалась порнография, антисоветская пропаганда. Но была и критика в области искусства, в том числе и музыки. Причем не только иностранной, но и советской. Трудно было найти пластинки Высоцкого, Окуджавы, Галича. Хотя и они были народу известны. Например, Высоцкий по кинофильмам "Высота" или "Опасные гастроли". Через штатных искусствоведов фирмы "Мелодия" проходила, естественно, и зарубежная музыка. И, должен сказать, что по моему мнению совершенно справедливо ограничивался мутный поток западной музыкальной подельщины, называемый сейчас поп-музыкой.

Тем не менее, определенный голод был. А на голоде естественно паразитируют полуподпольные дельцы. Они тиражировали на потребу всяким сявкам-стилягам (как правило, деткам партийно-номенклатурной элиты того времени) всякое зарубежное музыкальное барахло на рентгеновских снимках. Затем появились первые магнитофоны, и меломаны просто переписывали чаще всего классиков авторской песни (Высоцкого и Окуджавы, прежде всего) а также Битлов, Роллинг-Стоунс, затем Айрон Майден. Так что знали мы и Естедей и Елловсабмарин.

Когда началась Перестройка и цензура рухнула, к нам хлынул вал всего. От порнографии до Депеш Мод и Скорпионс. Изменилось ли что ни будь от этого. Скажу так, в оценке музыкального фона социалистического прошлого не изменилось ровным счётом ничего. Мы не узнали ни об одной знаменитой звезде эстрады, о которой бы не знали в наше время. Ни одной!!! Никакого железного занавеса в области музыки тогда не было. Точнее железный занавес был в том смысле, что наши исполнители массово не могли поехать в Америку, что бы нести туда наши ценности в области музыки. Но по справедливости если сказать, то и в нынешнее время наши попы если и едут в США, то не далее чем на Брайтон Бич. А кроме того, именно США и западная Европа отгораживалась от нас железным занавесом настолько, что для них Россия была и остается мрачным заснеженным пространством, населенным бородатыми мужиками в ушанках и медведями. Литература наша для них это Достоевский, с его маньяком, убивающим старушек, и Толстой, с педофилом Болконским, развращающим двенадцатилетнего ребенка Наташу Ростову. А что касается музыки, то почему-то помнят только Стравинского, не зная, что он собственно сочинил. Ну а что касается нашей эстрады, то для них её совсем не существует. Это мы знаем их Элвиса, АББА, Синатру и Амстронга.  Они Утесова, Бернеса, Шульженко, Лещенко,  Иосифа Давыдовича и Диму Белана (который чтобы узнали начинает петь по-английски)  не знают и знать не хотят!

        Вот что я хотел сказать о лжи.

        А теперь, дорогой читатель, не зайти ли нам в забегаловку пятидесятых годов, не взять ли по кружечке пивка с прицепом, а в качестве закуски вареных раков да бутерброды с чёрной икрой и, под звуки Риориты, не выпить ли во славу советской и зарубежной музыки? А???

Григоренко А.М.          10.03.2008