Я не один во Вселенной!

    Надеюсь, что Вы, уважаемый читатель, ознакомились с моей книгой "Мы во вселенной одни". К сожалению, хор инопланетянофилов и пришельцеманов настолько многочислен, что голос разума и здравого смысла теряется в этой какофонии. Тем не менее, я не одинок в своем убеждении и не первый. Насколько мне известно, первым выступил против инопланетянофилов наш известный ученый, астроном и астрофизик, Иосиф Самуилович Шкловский в своей статье "О возможной уникальности разумной жизни во вселенной", опубликованной в журнале "Вопросы философии" №9, в 1976г. Пришельцеманы пошипели на эту статью, а потом про неё и забыли.
    Я хочу, чтобы Вы ознакомились с этой статьей выдающегося советского ученого. Много времени уже утекло. Четверть века. Многое в статье сейчас представляется и наивным, и слишком оптимистическим (В частности о коммунистическом будущем.). Тем не менее в основном, вывод о возможной уникальности нашей цивилизации не только не опровергнут, а наоборот, приобрёл еще большую доказательную базу.
    И сейчас есть крупные ученые придерживающегося такого же мнения. Вот ко мне пришло письмо:

    Анатолий Маркович! С удовольствием познакомился с Вашим сайтом и книгой - Мы одни во вселенной. Это книга оказалась практически полностью созвучной с моими мыслями. Пару лет назад я на конференции физтехов (Физико-технический ф-т Уральского политехнического) прочел лекцию "Проблемы экологии и внеземные цивилизации", которая практически является кратким изложением вашей книги, а окончание один в один. Посылаю для ознакомления. Это опубликовано в трудах Уральской горно-геологической академии и трудах физтеха. Значит дела наши не так уж и плохи, если уже есть двое одинаково мыслящих. 
    Сегодня пропагандировал ваш сайт студентам - информатикам и студентам - физикам. 
Надеюсь на дальнейшие встречи. С наилучшими пожеланиями Уткин Владимир Иванович Директор Института геофизики Уральского отделения РАН г. Екатеринбург.  Соросовский профессор.

    Вот тезисы этой лекции:

    Внеземные цивилизации и проблемы экологии 
    Приблизительно 20 лет тому назад проблема CETI (Communication with Extraterrestial Intelligence ) волновала научные круги больше, чем наши земные заботы. Острые споры не затихают до сих пор, однако на эту проблему можно посмотреть несколько с другой точки зрения, а именно с точки зрения проблем существования нашей жизни на планете Земля. 
    Одним из основных выводов острой полемики о внеземных цивилизациях было признание того, что основные законы физики и химии едины для нашей вселенной, и, как следствие, мы допускаем, что различия в молекулярных биологических структурах не должны быть принципиальными для различных миров во вселенной. Природа многообразна, но рациональна и не терпит сложностей. Природа экономна - эволюция движется только по пути минимального расхода энергии. Подводя итог изложенному, можно сказать, что если где-то и существует жизнь, то она будет в основном очень похожа на земную. Вопрос только в оценке - сколько таких жизней или цивилизаций существует в обозримом пространстве нашей вселенной, имеющей радиус около 1000 световых лет и содержащей около 1010 подходящих планетных систем. 
    Хотя до сих пор далеко не ясно, как возникает жизнь на Земле, тем более о том как возникает мыслящий разум, и, может быть, появление жизни настолько уникально, что недостаточно иметь подходящую звезду и планету, мы можем предположить, что развитие планет идет по одному и тому же сценарию, что и на Земле. Возраст твердой Земли, на которой что-то может расти и двигаться, составляет около 5 млрд. лет. Продолжительность жизни растительности на планете Земля около 500 млн лет, жизни крупных животных около 100 млн. лет, человека, по оценкам генетиков, около 200 000 лет, и цивилизации около 10 000 лет. Следовательно, вероятность того, что в обозримой вселенной на какой - либо планете может быть растительность равна 10-1, животный мир-2×10-2, человек разумный-0.4×10-4, цивилизация-0.2×10-5. Вероятность того, что наша цивилизация, которая существует только небольшое мгновение в истории Земли, существует одновременно c жизнью на других мирах равна соответствующему произведению вероятностей. Мы можем встретить на других планетах растительность с вероятностью 0.2´10-6 ( в обозримой вселенной существует одновременно с нами, соответственно, около 2000 таких миров), животный мир с вероятностью 0.4×10-7 ( существуют одновременно с нами около 400 таких миров), разумного человека с вероятностью около 10-10 , то есть одновременно с нами существует только один такой мир. О цивилизации, как ни печально, следует сделать неутешительный вывод : мы в обозримой вселенной практически одиноки. Что следует из такой оценки? 
    Жизнь, существующая на нашей планете, является уникальным явлением в обозримой вселенной. Мы до конца не знаем ее истоков. Как она возникла? Какие необходимы условия для ее возникновения? Может ли это быть просто игрой случая или проявление более глубокой вселенской закономерности? Может быть первичная жизнь занесена к нам из космоса? Может быть, разум дан нам также извне от тех цивилизаций, которые уже погибали, но страстно желали продлить свое существование? На все эти вопросы нет ответа в современной науке. Есть факт нашего существования на Земле. Есть факт существования человека разумного, обладающего, с одной стороны, самым совершенным физическим строением, мощным разумом, и, с другой стороны, физически легко разрушаемым телом и неуправляемыми страстями. Человек создает для себя, с одной стороны, все более комфортные условия существования, и, с другой стороны, последствия создания этих условий часто приводят к ухудшению жизни на Земле. Что же делать? 
    Давайте будем исходить из печального вывода, что наша жизнь в обозримой вселенной - уникальна и единственна. Мы все должны осознать это и беречь эту жизнь во всех её проявлениях. 
    Человек за прошедшие 10000 лет цивилизации физически изменился незначительно, однако, существенно изменился объем знаний всего человечества, изменились технологии получения знаний. Мы должны ясно представлять, что жизнь каждого все больше связана с обществом, в котором мы живем, с другими сообществами, что по сути Земля небольшая планета, на которой по воле судьбы возникла и развивается уникальное явление - разумная жизнь. Каждый из нас должен помнить, что нарушение гармонии жизни может дать вам какое-то преимущество сегодня, но оно может быть разрушено полностью последствиями этого. Поэтому нерационально уподобляться животному, живущему только одним днем. 
    В последние годы широко обсуждаются программы устойчивого развития общества. Причем инициатива организации этих программ исходила не от политиков, а от экологов, которые раньше почувствовали связь многих проблем нашего общества. И главная проблема - осознание уникальности нашего существования в обозримой вселенной. И, если мы претендуем на звание homo sapiens, мы должны изменить наше потребительское отношение к окружающей среде, наше наплевательское отношение к самим себе и к окружающим нас людям. Поэтому, на мой взгляд, проблемы экологии приобретают более широкий смысл. 
    В настоящее время существует множество аспектов экологии. Существует специальный институт экологии растений и животных, изучающий взаимодействие популяций животных между собой и с окружающей средой. Существует институт промышленной экологии, изучающий проблемы загрязнения окружающей среды промышленными отходами. Мы, например, считаем, что работаем в области геоэкологии, то есть, изучаем воздействие геологической среды на жизнь человека. Это проблемы прогноза катастрофических природных событий (землетрясения, цунами, извержения вулканов, ураганы, оползни и т.п.), проблемы переноса и переотложения загрязнений, проблемы последствий таких воздействий на геологическую среду, как подземные ядерные взрывы и т.п. Существует множество других организаций, занимающихся самыми различными проблемами экологии. Нет только институтов, изучающих проблемы экологии человеческого разума, который является причиной многих экологических катастроф. 
    Влияние "человеческого фактора" усматривается во всех крупнейших экологических катастрофах наших дней: атомные электростанции, заводы по переработке радиоактивного сырья и радиоактивных отходов, химические производства, разрывы трубопроводов с различными продуктами, утечки из отстойников отходов, обвалы в шахтах и разрушение тоннелей метрополитена, и многое, многое другое. Губительные войны также можно отнести к экологическим катастрофам, потому что их воздействие на жизни людей не менее, а то и более многих естественных катастроф. Кажется, причем тут, например, утечка из отстойника или военные действия и экология нашего разума. На мой взгляд, мы считаем, что окружающая среда это все, кроме человека, кроме его разума. Однако человек это такой же субъект нашего мира, только вооруженный разумом, которым он не всегда разумно пользуется, забывая или просто не зная, что мы единственные в нашей обозримой вселенной, что жизнь на нашей планете уникальна и неповторима в своем разнообразии. Если мы хотим сохранить будущее нашим внукам и правнукам, мы должны понять, что мы должны принимать такие решения в своей повседневной жизни, которые бы позволили homo sapiens существовать ещё много веков на нашей планете и не пытаться сбежать с нее в иные миры. Нам надо всегда помнить, что наше отношение к природе, друг к другу, к другим, подчас неизвестным, людям, к нашей работе должно определяться мыслями об уникальности нашего существования во вселенной. Не надо нам надеется, что нам помогут пришельцы из космоса. Мы сами вышли из этого же космоса и сами должны продлить свое существование в этой вселенной. 
    Такое уникальное явление как человеческий разум заслуживает лучшего использования в связи с окружающим миром, потому что возможности нашего разума мы используем преступно мало, а это неминуемо приводит к различным катастрофам.

    Я рад что нашел единомышленника. Владимир Иванович прислал мне также приглашение на III Уральскую молодежную научную школу по геофизике, которая будет проводится в последнюю неделю марта 2002г. К сожалению, мои семейные дела не позволяют мне побывать на этой конференции. Тем не менее я заранее желаю ей успехов. И пользуясь случаем хочу задать молодым геофизикам несколько вопросов. А именно:
   
1. Каковы, по их мнению, причины аномального количества тяжелых химических элементов (тяжелее железа) в веществе Земли и других планет. Как известно, естественная эволюция звезд не приводит к синтезу тяжелых элементов. Единственный процесс описан в монографии Я.Б. Зельдовича и И.Д. Новикова "Теория тяготения и эволюция звезд". А именно, при взрыве сверхновой образуется ударная волна, в которой могут синтезироваться тяжелые элементы. Однако это вещество, после прохождения ударной волны, остается газообразным и быстро рассеивается в пространстве за счет инерции и светового давления остатков сверхновой. Конденсироваться и образовать планету этот газ не может. 
   
2. Какова первоначальная причина асимметрии поверхности Земли и образования суперконтинента Гондвана. Ещё на заре моей юности, в шестидесятых годах, я читал статью в журнале "Знание - сила", где выдвигалась гипотеза образования Луны путем отделения части массы Земли. При этом и образовалась и указанная симметрия. 
   
3. Какова причина относительной стабильности превышения суши относительно уровня океана, несмотря на то, что интенсивность геологических процессов в недрах Земли постепенно уменьшается, а следовательно и поступление воды на поверхность Земли также уменьшается.

    Я буду рад, если молодые дарования России пришлют мне ответы, и я опубликую их на своем сайте. Это позволит уточнить и значения вероятностей принципиально важных моментов в эволюции материи к разуму, хотя, думаю, мнения об уникальности нашей цивилизации это вряд ли изменит.

    А теперь приглашаю Вас на интеллектуальный пир. Читаем статью Шкловского 

   О ВОЗМОЖНОЙ УНИКАЛЬНОСТИ РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ 

 

Нравится