Происхождение названия МОСКВА

Москва - гидроним. От него и пошло название города. Слово состоит из двух частей: Моск-ва. "Ва" означало на языке местных племён "вода" или "река" (Прот-ва, Непряд-ва). Так как у ариев "дон", например Дон, Дон-ец, Дан-апр (Днепр), Дун-ай, Лон-дон ("длинная река", древнее название Темзы. Сама Темза, римское название - Тенесис.). Мало того (здесь уже вообще пахнет шизофренией) Нил в древние времена назывался Эридан. Или - Ери-дан. Хотите смейтесь, хотите нет, но Ери (ер, гер, Гермес, Ерманарий, Еремей) древнеславянское Ер, связанное с культом Ярилы и относящееся к его средству оплодотворения. Дан (дун, дон) индо-европейское (арийское) река. То есть Эридан - "плодородная река". У евреев ставшая Иорданом. "Моск" - говорят: мокрое, болотистое место. То есть, "болотистая река". Считают, что Боровицкий холм (от слова "бор", которое значило лес (бор, за-бор, бор-аны, бор-ейцы, за-бор-ейцы, гипер-бор-ейцы, за-бор-ея, гипер-бор-ея.)) (лесистый холм) князь Юрий Долгорукий облюбовал для путевого пристанища и построил крепостицу. Но там и до того было поселение местных жителей.

Согласно летописным сведениям, 28 марта 1147 года на Боровицком холме состоялась встреча Юрия Владимировича с его союзниками в междоусобной борьбе. Эта дата считается днем основания Москвы, в те времена представлявшей собой колонию Красных (Красивых) сел, разбросанных вдоль Москвы-реки и её меньших сестер, многочисленных чистых рек. Поэтому дата основания Москвы условна. Долгорукий построил крепостицу раньше. А селение, где он её построил, было ещё раньше. Вот и думайте, что же принять за дату основания Москвы. Так если считать по колу, впервые забитому в Боровицкий холм, то можно считать, что Москве и все три, а может и больше, тысяч лет.

В древнеславянском словаре по Остромировому евангелию "моск"  имеет применение как самостоятельно, так и в составе производных слов (моска, москательный) обозначающий и сейчас москательные товары. Товары жидкие: краски, клеи, технические масла и другие химические вещества как предмет торговли. Говорят что от персидского "мошх". Однако и персидский входит в группу индо-европейских языков. Или «москит». Говорят, что происходит от исп. mosquito «мушка». То есть тоже слово индо-европейского происхождения, связанное с болотной тварью.

Говорят, что на месте Москвы жили финно-угры. Однако они если и были здесь, то не везде и не всегда. Здесь жили дьяковцы (Дьяковское городище). Кто они, идут споры. Однако на Русском Севере имеется немало водоемов с названиями Ганга, Гангрека, Гангозеро, Карна (герой индийского эпоса, «ушастый, ветвистый» на санскрите), Лакшма (богиня), Кула («пруд»), Падма («кувшинка, лотос»), Пурна, Пурно, Пурное («полный», Пурна – река в Индии), Индига, Индога, Синдош, Синдошка (Инд, Синд). (http://xperehod.ru/topicview-360.html)

Имеются также несомненные признаки культурной связи северодонецкой, юхновской, городецкой и дьяковской культур ещё в I тысячелетии до н.э. На поселениях юхновской и дьяковской культур встречается керамика, элементы орнаментации которой близки к северодонецкой. Например, на дьяковских и юхновских городищах найдены горшки, украшенные по краю венчика насечками, пальцевыми защипами, луновидными ногтевыми вдавлениями или даже сквозными проколами, которые особенно характерны для донецкой лесостепной керамики скифского времени. В памятниках этих культур можно найти одинаковые типы грузил, льячек, пряслиц, погремушек, вотивных сосудиков, зооморфных статуэток и других изделий из глины. Ряд общих форм обнаружено и среди изделий из кости и рога (иглы, мотыжки, проколки, наконечники стрел, застежки и пр.) Топоры очень своеобразного типа с массивным поперечно-расширенным обухом, аналогичные найденному на селище у с. Островерховки, имеются в памятниках юхновской, дьяковской и милоградской культур. Ближайшие аналогии глиняному жертвеннику на городище Караван имеются на городищах дьяковской и городецкой культур. Сами городища дьяковцев (Дяково городище) очень похожи на городища западных славян, которых называют германцами (длинные дома).

Как показали раскопки Дьяковского и других древних городищ, с VII в. до н. э. здесь уже в больших масштабах велась обработка металлов — железа и бронзы. Железо добывали из местных болотных руд. Среди изделий найдены железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения, каменные литейные формы и др. Железное шильце и ножичек были найдены вместе с бронзовым кельтом и бронзовым украшением в виде круглой бляхи (так называемый титул) в погребении № 9 Младшего Волосовского могильника в бассейне р. Оки, которое датируется по А. Я. Брюсову XI—X вв. до н. э

С.П. Толстов "Древний Хорезм" (http://kungrad.com/history/khorezm/oldkhorezm/) считает, что племена кельтиминарской культуры, древнее арийское население приаралья, имело экономические связи с гиперборейским севером. После похолодания, вызванного взрывом вулкана Санторин, уничтожившим Минойскую цивилизацию, арии русского севера двинулись в Приуралье (Аркаим), а далее в Приаралье и так началась эпоха арийских расселений и переселений.

Шрамко Б. А., Древности Северского Донца, Хар., 1962 (http://grigam.narod.ru/publiknau/slav/shramko.rar) приводит данные тесных контактов дьяковцев с сиверянами времён начала железного века. Есть мнение, что Трипольская культура в III - II тысячелетиях трансформировалась, смешавшись с древними жителями лесов севера. (Михаил Видейко. Как могли "исчезнуть" трипольцы http://astroera.net/content/view/76/42/) Так сформировался славяно-арийский этнос, дошедший до Белого моря и Урала. Опять же, после санторинского похолодания славяно-арии покинули эти места, и дошли до Индии. На освободившееся место частично переселились племена, сформировавшиеся на основе взаимо-ассимиляции ариев и приполярных монголоидов - финно-угры. В некоторых местах они живут и сейчас.

Но там же жили и часть оставшихся славян. Поэтому, даже после того, как памятники Дьяковской культуры исчезают в VII в., а славянские памятники появляются в X, тем не менее, название рек не забылись. Сам этот перерыв совпадает со временем существования Хазарского каганата (650—969). Известно, что ему подчинялись и печенеги. С другой стороны, известно, что Вятичи платили дань Хазарам. Вя́тичи — восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Липецкой областей). От Хазарского рабства их освободил Святослав, уничтожив Хазарский каганат. Вот и причина исчезновения дьяковской культуры. Хазары грабили, убивали и порабощали дьяковцев. Поэтому земля там опустела. Народ разбежался и вернулся только после уничтожения Хазарии. Поэтому, я считаю неверным так уж противопоставлять дьяковцев и славян. Я полагаю, что дьяковцы и были славянами, хотя и перенявшие многие особенности и от соседей финно-угров.

Я почему это пишу?. Потому что это очень скользкий вопрос. Современная официальная история придерживается мнения Марии Гимбутус (американки литовского происхождения), что славяне появились в V веке на Балканах, а затем  расселились по всей Европе. Я же в своей книге "Откуда пришли славяне" (http://grigam.narod.ru/publiknau/pn28.htm) доказываю вздорность такого мнения. Можете почитать. Вот здесь и возникает проблема гидронима Москва. Финно-угорское оно, или славянское. Я считаю, что славянское. Окончание -ва широко входит именно в славянский язык: крапи-ва, була-ва, тра-ва. Есть орфографические элементы и прямо связанные с водой: ва-рить, ва-ряг, ва-нна. Да и само слово «во-да» (англ. water, vapidity; фран. eau; нем. Wasser; исп. agua (аква); Proto-Nostratic */wete/. )  Поэтому, «ва» широчайше распространено среди всех ностратических языков:

В связи с этим у нас нет достаточно твёрдых оснований, что «ва» финно-угорского происхождения. Наоборот, достаточно много оснований считать, что оно древнеславянское. И всё слово Москва – древнеславянское, означающее типа «болотистая река», или «болотистая вода». Не исключено и «комаринная река». Более основательно о праязыке изложено в книге "Великий и могучий. Происхождение русского языка".

Конечно, вряд ли этим тема может быть закрыта. Есть масса других мнений. Например, делят слово Москва на Мос-ква. И ищут, кому принадлежало слово «ква». Поэтому в качестве вывода можно сказать следующее. Гипотеза принадлежности гидронима Москва исключительно финно-уграм не может быть признанной ни единственной, ни даже предпочтительной. Привязка этого гидронима к славянам имеет основу, однако так же не очевидна. Наиболее приемлема гипотеза формирования этого гидронима предками и славян и финно-угров, древними ариями во время расселения потомков трипольцев. То есть к временам формирования этноса славян примерно к IV-II  тысячелетиям до н.э.

Исходя из этого, теория Гимбутус терпит и здесь крах. Предки славян, русских жили в Московской области всегда. Также как и предки финно-угров тоже жили здесь всегда. Это наша общая Родина.

И проблема здесь в том, что бы нашу Родину не отобрали те, кто её уже считает общечеловеческим достоянием.

07.08.2011