ЭКСЦЕНТРИЧНО-ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР
Конструкторам предлагаю ознакомиться с
изобретённым мною эксцетрично-зубчатым редуктором.
Необходимость в разработке такого редуктора мною была
осознана при изучении редукторов турбовинтовых двигателей в
авиации. Известно, что там применяют несколько
последовательно соединенных планетарных редукторов. Каждый
планетарный редуктор имеет коэффициент редукции - 2. Поэтому,
для снижения оборотов от вала турбины до винта (где требуется
снизить обороты в несколько десятков раз) ставят пять, семь а
иногда и больше редукторов. В целом получается тяжелый,
громоздкий, с низким КПД и надежностью редуктор. Предлагаемый
мною редуктор имеет всего два зубчатых колеса. Ниже приводятся
его чертежи:
Он состоит из наружного зубчатого колеса
(6) (Фиг 1), соединённого с корпусом редуктора, и внутреннего
зубчатого колеса (4), несколько меньшего по диаметру и, соответственно с несколько меньшим числом
зубьев чем у наружного. Принцип работы ясен. Внутреннее
зубчатое колесо, обкатываясь по внешнему, поворачивается за
один цикл обката на разницу в зубьях. Эта разница определяется
высотой зубьев и разницей в диаметрах наружного и внутреннего
колес, и может достигать такой величины, что полный поворот
внутреннего колеса может быть достигнут за несколько десятков обегов внутреннего колеса по внешнему. Обегает внутреннее
колесо по внешнему, под действием ступицы (3) эксцентрично
расположенной на валу (1). Смещение центра тяжести
компенсируется приливом (2). Передача крутящего момента на
выходной вал (10) с внутренней шестерни (4) осуществляется через
координатный механизм, состоящий из деталей (7,8,9). Принцип его
работы показан на Фиг. 3 и 4. Такой редуктор исключительно
прост, надёжен, имеет высокий КПД. Может работать, даже если
поломается один и даже несколько зубьев. Некоторое
затруднение может создать необходимость точного расчета и
изготовления прилива (2), так как от этого будет зависеть
отсутствие вибраций и минимизация знакопеременных нагрузок
приводящих к усталости металла. Требует некоторой
конструкторской проработки и координатный механизм. Возможно,
например, снизить трение скольжения трением качения при помощи
плоских игольчатых подшипников.
Эту разработку я сделал давно. Мною была
проведена патентная экспертиза. Могу сказать, что принцип сам
по себе не нов. Хотя подобного конструктивного решения мною
найдено не было. Тем не менее, начинать долгий и нудный процесс
борьбы с Комитетом по делам изобретений и открытий мне не
захотелось. В связи с этим особых прав на это решение я не
предъявляю и желаю всем заинтересовавшихся этим решением
успехов в их творческом труде!