"Золотые
стихи" пифагорейцев |
Прежде всего почитай
бессмертных богов, соблюдая
Их старшинство согласно закону, и
верным будь клятве,
Славных героев, подземных демонов чти
по закону,
Мать и отца уважай, проявляй внимание
к ближним,
С теми, кто доблестью всех превосходит,
поддерживай дружбу.
Делать старайся полезное людям и
следуй советам.
Не обижайся, сколь можешь, на друга за
мелкий проступок,
Где, как известно, необходимость, там и
возможность.
[ Ибо возможность близка к воплощенью
в людских отношеньях. ]
Все это так и запомни. И не предавайся
обжорству.
Сон ограничь, научись обуздывать гнев
и желанья.
Не совершай ни сам, ни с другими
постыдных деяний.
Пусть, - что важнее всего, - твоим
главным судьей станет совесть.
Быть всегда в словах и поступках
стремись справедливым
И никогда старайся себя не вести
безрассудно,
Но запомни, что неотвратима от
смертных кончина.
И что богатство то прибывает, то
убывает.
Смертным по воле богов могут выпасть
на долю страданья -
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был
твой жребий,
[ Ты ж свою долю, какая досталась, неси
без роптаний. ]
И утешенье себе постарайся найти, если
можешь.
Помни, что честные люди привержены
меньше невзгодам.
Много люди слышат и добрых, и злых
разговоров -
Веры слепой не питай, но не оставляй
без вниманья,
Не раздражайся, узнав, что обман
принимают за правду.
То же, что я говорю, всегда
исполнить старайся:
Веры к тому не имей, чьи слова и дела
ненадежны,
Сам же лишь то говори, что сочтешь из
всего наилучшим.
Прежде, чем делать,- подумай, иначе
получится глупо.
Бедные люди ведут себя порой
неразумно,
Ты же делай лишь то, о чем сокрушаться
не будешь.
[ То лишь ты делать решайся, о чем
сожалеть сам не будешь. ]
Не занимайся тем делом, в котором ты не
образован,
Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя
будет прекрасной.
Должно оставить беспечность, коль
дело идет о здоровье.
Меру важно во всем соблюдать - в еде и в
напитках
И упражненьях для тела, и мера есть то,
что не в тягость.
Образ жизни старайся вести
нероскошный и чистый.
Остерегайся деяний, которые вызовут
зависть.
Не допускай непомерных расходов, как
низкий душою,
Но и не слишком скупись. Основа всего -
это мера.
Все дела сначала обдумай, чтоб не было
худо.
В успокоительный сон не должно тебе
погружаться,
Прежде чем снова не вспомнишь о каждом
сегодняшнем деле:
В чем провинился? Что мог совершить? И
чего не исполнил?
Перебери все в уме, начиная с начала и
после.
Радуйся добрым делам и себя укоряй за
дурные.
[ Сладкому сну усталые очи не дай
смежить прежде, ]
[ Чем ты обсудишь дневные дела свои,
так вопрошая: ]
[ Что преступил я? Что натворил?
Какого не выполнил долга? ]
[ Первым начавши, припомни ты все по
порядку, а после, ]
[ Коль дела дурны,- о них сокрушайся,
добрым же рад будь. ]
Так поступай и усвой, к чему ты должен
стремиться,
Так ты найдешь пути достиженья
божественных качеств.
Именем клятву даю открывшего нам
четверицу,
Неиссякаемый жизни источник. Берись
за работу,
Лишь помолившись богам о ее окончаньи.
Помни,
Так мирозданья бессмертных и смертных
устройство постигнешь,
Что в вещах преходяще и что в вещах
неизменно,
Всюду познаешь, насколько возможно,
единство природы,
Мысли пустые оставишь и скрытое
прежде откроешь.
Станет понятно: несчастные люди
приносят страданья
Сами себе, они слепы и глухи, хотя им
доступен
Путь совершенства, и мало кто знает
спасенье от бедствий.
Эта несчастная участь лишает смертных
рассудка,
Злая судьба постоянно бросает их с
места на место.
Скрытый раздор, этим людям присущий,
сопутствуя бедам,
Губит их. Не вызывай его, но избегай,
уклоняясь.
Зевс, о отец! Поистине ты уберег бы от
бедствий,
Если б раскрыл у каждого высшей
природы начало!
Ты же будь твердым: божественный род
присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная все открывает
природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы
исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества
бедствий избавишь.
Явства, сказал я, оставьте, что я
указал в очищенье [-ях]
И в избавленье души, ко всему подходи с
размышленьем
И руководствуйся подлинным знаньем -
лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир
вознесешься,
Станешь нетленным и вечным и смерти не
знающим богом.
(Время Римской империи)(Издавались
с комментариями Гиерокла) (Издание М.:"Гнозис",
серия "Пирамида", 1996) [в скобках -
вариант перевода: Чанышев А.Н., М.:"Высшая
школа", 1991]
|