С середины 19 века в
России происходят крупные социальные
перемены. Отменяется крепостная
зависимость. Индивидуальный труд
отдельного хлебопашца становится более
производительным чем барское хозяйство.
На селе происходит расслоение на
трудолюбивых и предприимчивых - кулаков, и
оказавшихся неспособными вести
собственное хозяйство крестьян. Вторые
шли или в кабалу к кулакам, или
мигрировали в Сибирь, на Дальний восток,
Канаду, США и даже в Австралию. Но больше
всего их хлынуло в города, где начиналась
промышленная революция.
Нужды этой революции
требовали нового класса людей. Людей
связанных с заводами и фабриками,
транспортом и банками и т.д. Возникают
сначала разночинцы, а затем и
интеллигенция. Они быстро вытесняют из
общественной жизни дворян, в том числе и в
поэзии. Их поэзия сначала мало отличается
от дворянской поэзии. Но затем быстро
меняется, отражая вкусы прежде всего
наиболее обеспеченных кругов общества,
вышедших с низов и разбогатевших на
промышленной революции и общем
экономическом подъеме.
С другой стороны, слишком
быстрый социальный прогресс приводит к
диспропорциям в социальной жизни. И это
чувствовали прежде всего именно люди
искусства. Именно в их среде возникает
предчувствие надвигающейся грозы.
Возникает декаденс, модернизм и пр. В
архитектуре - модерн Шехтеля, в музыке -
Рахманинов и Стравинский, в живописи -
Кандинский. Символизм и формализм
охватывает и поэзию. Появляется такое
понятие как "Серебряный век",
продлившийся вплоть до Октябрьского
переворота и оказавший серьезное влияние
на следующее поколение русских поэтов.
|
И.С.
ТУРГЕНЕВ |
|
Н.А.
НЕКРАСОВ |
|
Ф.Н. ПЛЕЩЕЕВ |
|
И.З. СУРИКОВ |
|
В.И. БОГДАНОВ |
|
Я.П.
ПОЛОНСКИЙ |
|
А.А. ФЕТ |
|
А.К. ТОЛСТОЙ |
|
И.А. БУНИН |
|
Константин
БАЛЬМОНТ |
|
Валерий
БРЮСОВ |
|