Из книги «МЕТАФИЗИКА В ТЕМНОТЕ»
***
Видений смутных смутный рой.
Видений смутных, смутных, смутных...
Придёт к тебе ночной порой,
а уберется только утром.
Проснувшись от косых лучей,
везде находишь отпечатки
ничьих когтей и глаз ничей,
оставит в зеркале сетчатку.
***
Морозную жатву и живность,
скрипучий и липкий песок –
сжимаю в перчатках как дивный
и дерзкий на осень наскок.
Мне ж шепчет морозная жатва,
сжимаясь в прекрасный снежок:
«Ты выпадешь тоже в остаток
и собранный кем-то у ног,
как школьник, сбежавший со школы,
другому, на ухо, дыша,
ты также расскажешь о воле
которой не знает душа!»
Дон Жуан
Промчались годы. Плиты у крыльца
потрескались, пищат птенцы под сводом.
А жалкое предчувствие конца
сильней твоей невиданной свободы.
Она всё чаще кажется пустой,
а ты был ей как демоном обуян
и Командор под мраморной плитой,
ужаснее шагающей статуи.
Новогоднее
Предновогодний вечер, крыши
увиты снегом.
Сиди в казарме тише мыши
и думай следом,
за тонкой стрелкою вот-вот
готовой дрогнуть,
что наступает Новый Год,
что мир загробный
к тебе приблизился, что связь
тоски с кручиной
еще не найдена, что масть
(она ж личина),
как ты колоду не шерсти -
тебе в непруху,
а потому зажав в горсти
остатки слуха:
Внемли! То не курантов звон,
не звона эхо,
но танец Шивы, бег времен,
где ты - помеха!
Богу
.........................
К чему я это?
есть меж нами связь
взаимная,
Не только кинул – принял,
не смерд и князь,
есть что-то,
что незримо
легло виясь.
Тогда ещё послушай,
я, едва
проник на свет без спроса,
без привета,
Тебе кричу
и требую ответа.
Прости, слова
сомнения,
проклятье, стон
о помощи,
здесь,
на земле,
есть суть единой веры –
и я
Тебе,
из уходящей эры
свой шлю поклон!
Из цикла «КРЫМСКИЕ ПОЧТИСОНЕТЫ»
1. Автореферат:
В стиле старых
мастеров, что хватали славу
за хвост, Музу за руку и баб за ляжки
(я тоже когда-то мечтал стать таким же, но став постарше –
чаще хватаюсь за шею, что бы вздохнуть – на месте!),
повесть о Розе и Пустоцвете
в крымской теплице с видом на горы и на
разлуку, что быть обещала длинной!
2. Вид на горы из окна санатория «Алушта»
Искусственный мрамор под красною черепицей.
Пальмы и лавр, чайка с рыданьем кружит
над каменным стадом косматых зверей застывшим,
не добежав до огромной сине-зеленой лужи
и не напившись.
6. У моря
Оставив осажденный город вместе
с оркестром, что взывает к «Yesterday» ,
ты сидишь
на крайнем рубеже и свесив ноги,
с бетонных плит в испуге слышишь как
из Тартара души, чертя круги,
на зов последнего Титана выплывают
левиафаны, криптоклиды, кронозавры –
противные и людям и богам.
9. Алушта ночью
Дверью хлопни, сдай ключ и забудь про оду –
ночью Алушта терпимей, потому как богаче
дымом мангалов, Н2О, кислородом,
голосами, песнями, а тем паче
звёздами, что дразнят зрачки как мелочь,
где-то там, на дне, как залог возврата
и не только души в это бедное тело,
но и всего что будто бы безвозвратно.
***
Ольге П.
Если очутишься вечером на аллее
больничного парка, который быстрей стареет
чем город вокруг (видать есть на то причины)
и там встретишь застывших женщину и мужчину,
безразлично как – в мраморе, бронзе, стали...
Знай, это то, чем с тобой мы не стали,
но мечтали стать, что б уйти от власти
времени, смерти, разлуки, счастья!
Памяти друга
Ты ушёл навсегда, потому наверно
ты ушел, как уходят на свет с таверны –
сзади ругань, пьянь, вслед несутся крики...
впереди простор грозовой и дикий!
***
Тигр
И заросли, и дерево и ты
сжимающий его своей ладонью,
всё поместилось у него в зрачке
и двинулось самим себе навстречу.
Утро
Обрыдшее небо и вдруг, как птица –
колокольный звон, созывающий на Литургию,
так, что хочется прыгать, вопя «Земля! Земля!»
***
Рука сжимает подоконник,
а выше в пыльных два стекла
я вижу – Вечность как охотник
в раскисшем парке залегла,
но страх улыбкой покрывая,
я, перед тем как вновь уйти
как дар Твой Боже принимаю,
всё-всё что встретилось в пути.
***
Татьяне В.
В деревянном дворце, нет, - в ларце, нет, - под горбом в гробу!
Под рукою рука, не твоя, но в судьбу, нет, - трубу
чая, чаю и то, что, из гроба восстав небожи –
телем, я сумею твою в свою руку как в ножны вложить,
нет, - как сердце вживить!
***
О.Э.М.
Высадившись в твоем городе, одетый по летнему,
я, больше напоминал туриста в поисках достопримечательностей
среди которых, на первом месте значился ты.
Но улицы, спрятавшиеся за собственную обыкновенность,
не выдавали небритого бродягу с женой,
до тех пор, пока глаза,
не привыкли к мозолям местного краевида,
и шрамам тех, кого нет рядом...
Скорей всего это же произошло и с тобой –
между вздохом «всё кончено» и земляным дождём
лежит эволюционный прорыв, оргазм профессуры –
Рыба, выброшенная на берег пытается овладеть Речью.
***
М. Ч.
В Мальстреме душ, где якорями были
оставленные в спичечных коробках
тела –
моё - на покрывале на диване,
твоё – для веса пущего с другим,
мы изредка оглядывались вниз
на разные будильники,
и вот,
я, движимый уже не любопытством
и не любовью, в страхе, как Тезей
держу в руках оборванную нить
и силюсь вспомнить –
зачем так далеко мы забрались,
о чём был разговор и что, то были за слова,
которым
в помеху лёгкие, голосовые связки, губы.
Из цикла «Этюды в стиле барокко»
1.
Две пуговицы плюшевой игрушки
отрады не находят в этом лучшем
из всех возможных на скамейке сада.
Медведь отрады, рядом с ним преграды
под костным сводом мыслей суховею
и жалости к себе ползущей змейке,
глотая дым, сырея и серея
на досках облупившейся скамейки.
3.
Я уже не надеюсь
увидеть в бинокль берег,
чайку, что гордо реет,
зная куда ей сесть.
Всё сшито настолько прочно
что, думаешь, в страхе – точно
я есть или это только
чья-то кому-то лесть?
6.
В доме, который построил тот,
кого, нет вообще, никто не живет,
а те, кто гордятся, что в нём живут,
думают так, пока их жуют.
И даже разбив как стекло озон,
заблудшим тельцом опять в тот дом
вернешься, не зная других путей,
где ждет тебя с вилкой отец ничей.
10.
Полупейзаж – полупортрет, но таковы
все идеалы здесь и даже львы,
чей взвод когтей в прицеле держит глотку
вздымают брюки бюстами подруг,
что чудится... Но нет, совсем не бунт,
а лишь упрёк за лишний день работы
Всевышнему.
Две песенки о конце света
1.
Птицы последний крик,
крыльев прощальный взмах
небу и взгляд на миг
сцена, в себе собрав -
птицу и хрусталя
грохот, пока черту
не подвело «Во бля?!»
не втиснутое в пустоту.
2.
Ветер сдует застывшие виды,
разметёт по углам бытиё,
что б хрусталик ладонью накрытый
пустоты, развернувшись, открыл бы
сам в себе и восторг и полёт.
Из цикла «Автопортрет на фоне века»
70-е годы
Олегу Печенигу
Ещё не смолкло эхо голосов
двух Муз – Рыдания и Вопля,
когда нас выносили из дверей,
где ждали нас - цветы, отцы, трамваи,
отцы отцов с гостинцами в гостях,
в каком-то, спрятанном от взглядов ореоле
не названных событий и имён
(как будто что-то вновь получит жизнь,
когда его нечайно призовешь),
будёновки, флажки, «Ура! – в ответ на –
Да здравствует...!» и чей-то шёпот что
не в этом твёрдом и прозрачном мире,
мы будем жить и жизнью же томиться!
1986 год
Кажется именно в одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом,
мы, почти на каждом уроке доставали из портфелей шприцы
и делали сами себе прививки от всего,
что походит хоть издали на веру в авторитеты,
в идеологию, в прогресс, в счастливое будущее
(в том числе и собственное), что бы потом
чувствовать себя обманутыми овладевая
желанными целями, женщинами, вещами,
мечтать о монастырской келье
с книгой ждущей ныряльщика за жемчугом
и придумывать сами себе
всевозможные пытки и наказания,
когда забудем о фразе вычитанной когда-то:
«Достигнуть неба – вот задача! Вот труд!»
Из цикла «Десять стихотворений о небесах, духах и аде»
Адские ворота открываются с грохотом, более оглушительным, чем грохот ста тысяч громовых ударов.
Сайгё
3.
Душа, приближается к месту своего наказания, осматривает его и понимает, что это:
Скорей всего «сознание, воссоздавшее бытие», потому что
среди бесформенной бесконечности, единственной реальностью было
моё отчаяние, помноженное на безнадёжность.
5.
А вот и самое дно, и те, кто
предпочёл смерть разлуке со злом и если,
Дьявол вдруг исчезнет
они,
будут биться о невозможность смерти
как мотыльки о стекло.
10.
Увидеть других зрачками, съевшими радужную оболочку,
услышать за собственными криками их крики
(то, что так и не сумел сделать при жизни) -
вот первый, но бесконечно огромный шаг.
Время о Человеке
В толпе галактик,
покорно бредущих в Аушвиц Энтропии,
оказалось маленькое, двуногое существо
утверждающее – «Что оно не для этого создано!?»
Из цикла «Тени забытых предков»
1.
Тени забытых предков! Спрятавшись за кулисой
от досужего взгляда, в чьем теле еще кружится
ваша кровь и ваша ж в душе та малость,
что всему вопреки выжила и осталась
от человека в ней (настолько мизер, что в страхе шепчу «О, Боже!»,
озирая его), позвольте пока под кожей,
покуда дышу, пока в гроб не забились гвозди,
вывести вас на сцену порисоваться возле!
2. Траурный марш
Зайти в грободельню и выбрав гроб,
купить по пол литра пьянчугам что б
потея, вгрызались в глину, как когда-то в букварь за партой!
Вместе с пылью и потом под душем холодным смыть
всю бессмыслицу слова мы
и упасть, не раздевшись, что б завтра
в полдень под нестерпимый вой
склониться над веками, как над волной
пьяный Ной, зная, что там, под волнами
целый мир, который уже не войти:
города, мудрецы, мудрецов труды... -
да и сам ты не больше, чем просто память!
5. Застольная
Потому как никто
не прольется слезой у окна
и платком не взмахнёт –
Пей до дна! Пей до дна! Пей до дна!
Озираясь на то,
что влекло нас как небо орлов,
но скукожилось до
барабанного боя часов
(до бугристого плато голов).
Два в одном, тень и пепел,
зажатый в пространства горсти,
повторяй эту песню,
как всё что ты смог унести:
Ни один, ни одна
со слезой у окна –
Пей до дна!
Вещество без дверей,
плюс пространство и время без дна -
круговерть, кругосмерть –
Пей до дна!
Пей до дна!
Пей до дна! ...
***
Ночью в веснушках созвездий, а днём
переливчатое и неуловимое, склонившееся над моей колыбелью –
кто или что ты? И почему всегда
за громадами девятихаток, лентой автомобилей,
запоздалой вороной, продирающейся сквозь закатный
воздух,
я ощущал всеми порами кожи
что-то больше чем ты, как будто оттуда сквозняк.
Из цикла «Под визг Эринний»
Метафизика в темноте
1.
Уже не осень, но и не зима –
какое-то межцарствие, пробел,
большая перемена, передышка.
Грязь с инеем, зеленая трава
хрустит под подошвой как кости лета,
а в хворосте межи шуршат без страха
полёвки-еретики.
Мир изменился, а ты сам, кто ты
здесь и сейчас на этом время – месте?
Глотатель и отрыгиватель рифм?
Их мать, довольная настолько сходством,
детей с собой, что знать не хочет ничего об их отцах?
Маньяк, заманивающий Реальность
в прокрустовое ложе рифм и звуков?
Разносчик комплексов, чьё затянулось детство?
Червебог?
2.
Вновь рожденный между двух полосатых столбов,
я, благодарен тебе Россия
(так часто я читал, повторял и слышал твоё имя,
что оно звучит для меня как место вообще)
не только как зверь за нору, в которой он может зализать свои раны,
или, по крайней мере, спокойно умереть:
не только за вызубренные все градации серого цвета
(и на фоне их как последнее упование – золото куполов);
не только за знакомство с Эринниями
(самыми верными подругами преступников, изгнанников и беглецов);
но и за возможность, поймав отраженным свой взгляд
и увидев себя на фоне твоих необоримых просторов,
вырваться из натруженных рук Истории
в беззаконное царство Мифа –
Миф о Человеке –
сказка, сочиненная Богом, для инфантильной Вселенной,
о Рыцаре, бредущем туда, не знает куда,
под гул в голове голосов
(или одного голоса притворяющегося разными),
с неразлучными попутчиками Смертью и Одиночеством.
То, каким его увидят те, кто будут после.
***
- Если исповедь всё же возможна,
есть ли форма, способная вынести
весь ужас и всю надежду
не сорвавшись при этом на крик?
- А бормотание о прошлом из обморока настоящего?
- И там, с другой стороны всего,
не будешь стыдиться ли этой «исповеди»,
больше чем, то, что в ней описал?
Человек современный
Залитый светом, за столом, в кафе
он ест, смеётся, жестикулирует, говорит,
всем своим видом подписываясь под утверждением,
что главное это «наслаждаться жизнью,
не причиняя другим вреда».
Но его тело, как будто в чём-то виновное
или знающее что-то, неведомое никому,
вздрагивает от топота шагов
или скрипа дверей,
расположенных у каждого за его спиной.
Сохрани мою речь навсегда...
О.Э. Мандельштам
Сохрани мою речь навсегда,
в горле Времени костью
когда я, им проглоченный
скроюсь из глаз,
упаду в Никуда -
она всё, что имею сейчас,
пусть она и останется после.
Александр Великий
Историю Александра,
можно читать, только когда
ты не стал, и уже не станешь
ни Александром, ни кем-то другим,
и единственной
доступной перспективой
(хоть и такой же невыполнимой
как в шестнадцать стать Александром)
остаться человеком,
пусть даже
и постоянно балансируя на краю -
тогда
начинаешь видеть то,
о чём Плутарх не упомянул,
так как считал само собой разумеющимся
для великого человека –
пограничные крепости под названьем «нигде»,
осажденные войском, взявшимся из ниоткуда,
столицы, разваленные до земли,
перепаханные и пересыпанные солью
(вот первая, документально зафиксированная мечта о напалме),
и то, о чём ни Плутарх, ни Квинт Курций Руф
и не подозревали –
кружение мыслей по лабиринту,
угар походов, эйфория битв
и
похмелье недолговечных перемирий
когда вдруг ощущаешь всю тяжесть себя самого.
С такими темпами
и двигаясь в том же направлении,
плюс, дожив до возраста Мафусаила,
может быть, и сумеешь увидеть то,
что разглядел Даниил в полубогах и героях,
после ямы со львами
и руки, оставившей на стене автограф -
Звери рвут и топчут друг друга
над Человечеством бредящем о Враче.
Остров
Крохотный остров, затерянный в океане,
пальмы, бриз, волны и жертвы кораблекрушения,
ставящие под сомнение этот факт.
По ночам они жмутся друг к дружке под далёкие барабаны,
а днём,
когда не занимаются сексом на мокром песке
и не доедают последних представителей
местной флоры и фауны, хором забывают слова
не имеющие к острову никакого отношения.
Брату
Ты помнишь те годы,
когда мы крутили шашни:
воскресали из мёртвых боги,
рушились с шумом башни...
Мы же, глядя на дым
Реальности и на пламя
Времени, бредили ими
как ... облаками – камни!
ВОРОБЬЮ
1.
Привет летун,
тщедушный, робкий, дикий!
Зима пришла,
но ты
с печальным криком
не улетел в далёкие края –
ты здесь, как я.
2.
Ты не герой
январской канители –
ворон, дворов,
каштанов и качелей,
асфальта, снега, инея, лучей –
ты здесь ничей
3.
ни друг, ни брат.
Забившись в страхе в угол,
сердечной мышцы сотрясая стуком,
закрытые ворота бытия –
те, что и я,
4.
покуда там,
в той высоте,
настолько ж недоступной
как желанной,
где всё – святые,
ангелы, осанны,
шкафы без моли
и
асфальт без рытвин –
да, да! Открыто!
5.
Не прогремит
минуя перепонки
под скорлупой,
принявши форму шпонки
сорвавшейся с пристрелянной рогатки,
кота украдкой
подкравшегося к вашей глупой стае
(совсем как старость
6.
к таким же глупым
из последней мочи
и среди прочих,
когда-то и к тому,
кто встав из праха
и дверь открыв,
успел тебя затрахать,
беседою,
в которой нету места,
твоим ответам
как впрочем,
и,
что хуже –
тебе наружу!
***
Как бездонный колодец посреди бесконечной лужи,
заброшенный и безымянный, он стоял
под светло–серым небом, на котором, вспыхивали и гасли
в лучах заката руны перьевых облаков –
«недолговечный, бесполезный и ... совершенный» -
так думал он о себе, как об изделии вышедшем из рук
Неизвестного Мастера, и только этим знанием и отличался от них -
речки, разлившейся до зубчатого горизонта,
ястреба, лежащего на воздухе, корявого дуба.... -
всего.
ПОД ВИЗГ ЭРИНИЙ
1. ТАБУ
Почему никто
из беглецов и изгнанников,
не называет по имени
город, который покинул?
Что за «города из прошлого»,
«города, которых больше нет»,
«мои города», «те города»,
«города юности» и «города детства»,
топорщатся со страниц
посвященных воспоминаниям?
Что это – способ сделать своё переживание всеобщим?
Панический страх перед ясностью? Или табу,
наложенное на имена городов
оказавшихся по ту сторону Стикса -
вдруг имя, произнесённое ненароком
разбудит Эриний спящих на чердаках
и в подвалах?
2. Статья из энциклопедии
«Эринии (то же, что и фурии у Римлян) –
существа, выходцы из подземного мира.
Обычно их изображают крылатыми полуженщинами,
с клубком змей вместо волос, но здесь, на земле,
они обычно принимают форму мыслей -
Ах, что я наделал! Какой я скотина! Как я мог! ...
Селятся чаще всего вблизи преступников, изгнанников, беглецов,
алкоголиков, пропивших последние деньги,
расставшихся любовников и пр.
Существует теория утверждающая, что они
питаются воспоминаниями и перерабатывают их в
яды, способные надолго отравить воду, пищу, плотские утехи
и даже воздух.
Они, в отличие от нас
спокойно пересекают границу между мирами,
поэтому перерезанная вена, петля,
и пустая банка из-под барбитуратов
не являются спасением от них,
а наоборот – делают их явными и может быть даже
неразлучными.
К сожалению, автору этой статьи не известны способы спасения от них, кроме, одной уловки –
воспринимать их
как лучшую часть себя».
3. Из «Книги Мёртвых»
Вброд перейдёшь через Стикс и свернёшь направо,
там, тропинка на холм, заросшая, но находимая.
Поднимись по ней и осмотрись на гребне:
справа увидишь поля, желтеющие за автострадой,
слева – дачи, а прямо перед собой –
Город, разросшийся до задымленного горизонта.
roman_Vinarchuk@mail.ru
|