Оглавление
Введение
Первобытные
календари
Астрономические
основы календаря 
Солнечные календари 
Древне-
египетский календарь
Римский календарь
Григорианский календарь
Календарь Омара Хайяма 
Календарь французской революции
Лунные и лунно- солнечные календари
Вавилонский календарь 
Древнегреческий календарь 
Мусульманский календарь 
Еврейский календарь 
Китайский календарь 
Индийский календарь 
Вьетнамский календарь 
Календарь Майя 
Календарь в России 
Происхождение семидневной недели
Календарные эры и хронология
Восточный гороскоп
Вечный календарь
Расчет православных пасхалий
Заключение

 

Древний китайский календарь

Зарождение астрономии в Китае. Астрономия зародилась почти одновременно, но независимо в Китае, Египте, Вавилоне и Индии. Зачатки астрономических знаний появились уже за несколько тысяч лет до н. э. Так, в одной из старейших китайских летописей сообщается о легенде, относящейся к полному солнечному затмению, которое, согласно позднейшим вычислениям, произошло 22 октября 2137 г. до н. э., т. е. более 4 тысяч лет назад. Если верить такому историческому источнику, как «Шуцзин» («Книга истории»), то китайские жрецы, бывшие в то время и хранителями астрономических знаний, не только умели предсказывать затмения, но и обязаны были это делать. Однако, как рассказывается в легенде, затмение 2137 г. до н. э. не было заранее предсказано. За нерадивое выполнение своих обязанностей астрономы Хи и Хо поплатились жизнью. Но приказанию императора Чунг Канга им отрубили головы.

Развитие астрономии в Китае, как и в других странах, было продиктовано практическими потребностями человека. В 1100 г. до н. э. китайские астрономы использовали гномон для определения наклонения экватора к эклиптике. Гномон — это инструмент, представляющий собой вертикальный стержень на горизонтальной площадке. По длине тени в полдень устанавливались дни солнцестояний и равноденствий, а следовательно, и даты смены времен года.

Примерно за 360 лет до н. э., т. е. почти на целое столетие раньше, чем в Египте, китайцы составили первый звездный каталог. Их летописи содержат записи о появлении комет, о вспышках новых звезд, о появлении на Солнце пятен и о некоторых других наблюдениях.

Первые китайские календари. Однако самым важным достижением древней китайской науки является создание календаря. Зачатки его относятся к третьему тысячелетию до н. э. Уже тогда в Китае имели понятие о сезонах и временах года.

Некоторые китайские летописи, а также ряд археологических данных свидетельствует о том, что уже в эпоху Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.) была установлена продолжительность года в 356 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Время от времени вставляли добавочные месяцы.

Примерно за тысячу лет до н. э. китайские астрономы знали, что год нельзя разделить на целое число месяцев. В результате длительных наблюдений за небесными светилами были уточнены продолжительность лунного месяца и солнечного года: лунный месяц был определен в 29,5 суток, а солнечный год — в 365,25 суток. Па этой основе были созданы сначала лунные, а впоследствии лунно-солнечные и солнечные календари.

Лунно-солнечный календарь. В лунно-солнечном календаре китайцев год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Поэтому лунный год состоял только из 354 дней. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10 дней 21 час, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц. Это были високосные лунные годы. Тогда получалось соотношение: 12 лет × 12 мес. + 7 лет × 13 мес. = 235 месяцев, т. е. столько же, сколько в метоновом цикле.

Как же распределялись 13-месячные годы в 19-летнем цикле? Так как год принимался равным 12 7/19 месяца, то, как только различие становилось близким к единице, делалась вставка 13-го месяца. Эти вставки приходились на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. При этом добавочный месяц всегда вставлялся после зимнего солнцестояния.

Месяцы по этому календарю начинались с новолуния. Началом нового года считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходится на январь, или февраль, т. е. на середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. К этому времени среднесуточная температура воздуха значительно повышалась и наступал период подготовки к весенним полевым работам.

Месяцы не имели собственных названий, а считались по порядку: первый, второй, третий и т. д. Они делились па 10-дневные периоды, и числа 1, 11 и 21 обозначались особыми иероглифами и являлись днями отдыха.

Описанный календарь, известный под названием «Чжуань-сюй ли», являлся одним из шести древнейших календарей и широко применялся более чем за два столетия до н. э. По своей точности он не уступал юлианскому календарю, введенному в Европе полутора столетиями позже.

Сезонный сельскохозяйственный календарь. В период династии Цинь (246 - 201 г.г до н.э.) был разработан и начал применяться сезонный сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год был разделен па 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. В табл. 1 приводятся названия этих сезонов и соответствующие им даты григорианского календаря.

Следует иметь в виду, что деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанные с особенностями движения Луны. При помощи такого календаря крестьянам легче было определять сроки посева, сбора урожая и выполнять другие сельскохозяйственные работы.

Деление календарного года на климатические сезоны является одной из особенностей китайского календаря. И в наше время сезонный календарь часто применяется в деревнях. С этим календарем связано много пословиц и поговорок, сложившихся на основании многовековых наблюдений за явлениями природы.

Таблица 1. Названия сельскохозяйственных сезонов и их начало по григорианскому календарю

№ п/п Китайское название сезона Перевод названия сезона на русский язык Дата начала сезона по григорианскому календарю
1 Личунь Начало весны 4/5       февраля
2 Юйшуй Дождевая вода 19/20    »
3 Дзинчже Пробуждение насекомых 5/6       марта
4 Чуньфень Весеннее равноденствие 20/21   »
5 Цинмин Ясно и светло 5/6       апреля
6 Гуюй Дожди для злаков 20/21   »
7 Лися Начало лета 6/7       мая
8 Сломань Малое изобилие 21/22   »
9 Манчжун Колошение хлебов 7/8       июня
10 Сячжи Летнее солнцестояние 21/22    »
11 Сяошу Малая жара 7/8       июля
12 Дашу Большая жара 23/24   »
13 Лицю Начало осени 8/9       августа
14 Чушу Прекращение жары 23/24   »
15 Байлу Белые росы 8/9       сентября
16 Цюфень Осеннее равноденствие 23/24   »
17 Ханьлу Холодные росы 8/9       октября
18 Шуанцзян Выпадение инея 23/24   »
19 Лидун Начало зимы 7/8       ноября
20 Сяосюе Малые снега 22/23   »
21 Дасюе Большие снега 7/8       декабря
22 Дунчжи Зимнее солнцестояние 21/22  »
23 Сяохань Малые холода 6/7       января
24 Дахань Большие холода 20/21   »

 

Дальнейшее развитие календаря. Дальнейшее развитие теории календаря связано с именами Ло Ся-хуна, Дэн Пина, Сыма Цяня, Чжан Хэна, Цзу Чун-чжи, Го Шоу-цзина и многих других.

В 104 г. до н. э. в Китае была произведена календарная реформа и был введен календарь «Тай-чу ли», прозванный в дальнейшем «Саньтунским». В создании его принимали участие выдающиеся ученые Ло Ся-хун, Дэн Пин и Сыма Цянь. Они установили более точно продолжительность тропического года, определили начало каждого из сельскохозяйственных сезонов и длительность синодического месяца Луны.

Средняя продолжительность лунного месяца была принята равной 29 и 43/81 суток, или 29,530864 суток. Это всего на 0,000276 суток, или па 24 секунды, отличается от современного значения. Продолжительность же года осталась без изменений, т. е. 365,25 суток. Саньтунский календарь просуществовал почти два столетия, а затем подвергся некоторым незначительным исправлениям.

Выдающийся китайским астроном Чжан Хен (78—139)
Армиллярная сфера древней Пекинской обсерватории.

Выдающийся астроном и математик Цзу Чун-чжи (420—500)

Великий китайский астроном и математик Го Шоу-цзин (1231—1316)

Развитию календарных систем способствовали наблюдения выдающегося китайского астронома Чжан Хэна. Ему принадлежит большой научный труд «Линь-сянь», что значит «Строение Вселенной». В нем Чжан Хэн не только описал существовавшие в то время взгляды на мироздание, но и изложил ряд своих выдающихся открытий. Так, в книге приводятся данные о количестве звезд и сообщается, что только в северном полушарии неба их имеется около 2500. Ученый высказывает мысль об отсутствии у Луны своего света, а также излагает свои соображения о шарообразности Земли.

Чжан Хэн был также крупным изобретателем. Он создал одну из первых армиллярных сфер — прибор, с помощью которого можно было определять экваториальные координаты небесных светил.

Важные работы по теории календаря выполнил выдающийся астроном и математик Цзу Чун-чжи. Наблюдая за видимым движением Солнца, он установил неточность Саньтунского календаря. Одним из первых в Китае Цзу Чун-чжи определил различие между тропическим годом, представляющим, как известно, промежуток между двумя последовательными прохождениями центра солнечного диска через точку весеннего равноденствия, и звездным годом, т. е. периодом полного оборота Земли вокруг Солнца. Различие объясняется, как об этом уже говорилось, прецессией, которую учел Цзу Чун-чжи в разработанном им календаре «Дамин ли», введенном после его смерти и просуществовавшем около столетия.

В эпоху Юаньской династии прославился Го Шоу-цзин. В 1281 г. он составил «Шоуши ли», что значит «Календарь, дающий время». В нем продолжительность тропического года определена в 365,2425 средних суток, т. е. всего на 0,0003 суток, или 26 секунд, больше принятой в настоящее время. Интересно отметить, что календарь Го Шоу-цзина имел такую же точность, как и григорианский календарь, введенный в Европе тремя столетиями позже.

Го Шоу-цзин также был выдающимся конструктором астрономических инструментов. Он изобрел тринадцать видов астрономических приборов, не уступавших по точности и изяществу выполнения тем, которые были вновь изобретены и изготовлены через триста лет после него датским астрономом Тихо Браге.

Циклический, или бытовой, календарь. Описанные выше астрономические календари применялись большей частью в гражданской жизни. Но одновременно с ними в Древнем Китае существовала так называемая «циклическая» календарная система, нашедшая широкое применение также в Японии, Корее, Монголии и Тибете. Она отличается от других календарных систем своим своеобразным построением. В ней годы объединены в «циклы», каждый из которых охватывал 60 лет (табл. 2). Каждый год внутри одного полного цикла получал свое иероглифическое обозначение, которое не имело особого смыслового характера. Весь цикл состоял из пяти двойных столбцов, соответствующих пяти «стихиям», или «небесным ветвям». Они обозначали следующие понятия: дерево (Му), огонь (Хо), земля (Ту), металл (Цзинь) и вода (Шуй).

Каждая стихия была представлена в двух состояниях: мужском (нечетные столбцы, т. е. 1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы, т. е. 2, 4, 6, 8 и 10). Таким образом, получалось 10 вертикальных столбцов, или «небесных ветвей», каждый из которых обозначался одним из следующих циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй.

Весь 60-летний цикл делился на 12 периодов, которые также имели свои знаки, представляющие собой «земные ветви».

Около двух тысяч лет назад к знакам периодов, т. е. к «земным ветвям», были прибавлены еще названия животных. Так, к периоду с циклическим знаком «Цзы»  было прикреплено название «мышь» (Шу), к периоду со знаком «Чоу» — название «корова» (Ню), к периоду «Инь» — «тигр» (Ху) и т. д. Позже названия периодов стали обозначать только знаками соответствующих животных.

     Древний китайский зодиак — один из основных элементов циклического календаря. В нем иероглифические знаки 12 животных служили для обозначения «земных ветвей» 60-летнего календарного цикла, а также для обозначения месяцев. Впоследствии эти знаки применялись также для определения времени суток.

Таким образом, десятичный цикл «небесных ветвей» и двенадцатеричный цикл «земных ветвей» были объединены в общую таблицу, составившую 60-летний китайский календарный цикл. Годы в нем обозначаются следующим образом. Первый год цикла находится в первом периоде и обозначается циклическим знаком земной ветви «Цзы». Это — год мыши. Таким же образом получается, что второй год — год коровы, третий — тигра, десятый — курицы и т. д. Однако под знаком мыши, кроме первого года, находятся еще и 13-й, 25-й, 37-й и 49-й годы цикла; под знаком коровы, кроме второго года, значатся 14-й, 26-й, 38-й и 50-й годы цикла; годом тигра могут быть 3-й, 15-й, 27-й, 39-й и 51-й годы цикла и т. д. Поэтому для большей определенности датировок стали обозначать годы цикла обоими циклическими знаками — как небесной ветвью, так и земной. Тогда первый год цикла, расположенный на пересечении небесной ветви «Цзя» и земной ветви «Цзы» будет обозначаться знаками «Цзя-Цзы» и называться годом «дерева и мыши», 2-й год будет обозначаться знаками «И-Чоу» и называться годом «дерева и коровы», 3-й — знаками «Бин-Инь» и называться годом «огня и тигра», 16-й — знаками «Цзи-Мао» и называться годом «земли и зайца», 47-й — знаками «Гэн-Сюй» и называться годом «металла и собаки» и т. д.

В обиходе, когда речь идет о годе рождения известного лица, китайцы пользуются более кратким его обозначением. Они просто называют животное соответствующей земной ветви. Поэтому в ответ о возрасте спрашиваемый может сказать, что он родился, например, в год дракона. Это может обозначать в равной степени 5-й, 17-й, 29-й, 41-й и 53-й годы цикла, а какой из них соответствует году рождения, нетрудно догадаться по облику отвечающего.

Переход от одного года данного цикла к другому, как показывает табл.2, происходит по диагонали сверху вниз и слева направо. Поэтому, если известен первый год данного цикла по григорианскому календарю, то с помощью таблицы можно определить обозначение любого другого года внутри цикла.

Перевод датировок григорианского календаря на циклический. Для облегчения перевода датировок можно пользоваться табл.3, охватывающей период в две тысячи лет современного летосчисления.

Из таблицы видно, что первым годом текущего китайского календарного цикла был 1924 год н. э.;

1970 год — 47-м годом цикла — годом «металла и собаки».

На основании табл. 2 и 3 легко установить, что 1911 год соответствует 48-му году цикла и обозначается знаками «Синь-Хай». Поэтому китайская революция 1911 года называется «Синьхайской».

Для перевода какого-либо года летосчисления нашей эры на циклический календарь необходимо разделить числовое обозначение года на 60. Из полученного остатка надо вычесть 3. Если он окажется равным 3 или менее, то к нему предварительно прибавляют 60 и из суммы вычитают 3. Полученная разность укажет год цикла. Определим, например, какому году цикла соответствует 1969 год. Разделив 1969 на 60, получим число 32 и в остатке 49. Вычитая из этого остатка 3, получим 46. Следовательно, 1969 год соответствует 46-му году цикла.

Таблица 1. 60-летний китайский циклический календарь

   Пе-
ри-
оды
Знак «Небесные ветви» Животные

 

Му (дерево) Хо (огонь) Ту (земля) Цзинь (металл) Шуй (вода)
Цзя И Бин Дин У Цзи Гэн Синь Жень Гуй
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

З
е
м
н
ы
е

в
е
т
в
и

I Цзы 1    13    25    37    49    Ш у (мышь)
II Чоу    2    14    26    38   50 Ню (корова)
III Инь 51    3    15    27    39    Ху (тигр)
IV Мао   52   4   16   28   40 Ту (заяц)
V Чэнь 41    53   5   17   29   Лун (дракон)
VI Сы   42   54   6   18   30 Шэ (змея)
VII У 31   43   55   7   19   Ма (конь)
VIII Вэй   32   44   56   8   20 Ян (овца)
IX Шэнь 21   33   45   57   9   Хоу (обезьяна)
Х Ю   22   34    46   58    10 Цзи (курица)
XI Сюй 11   23   35   47   59   Гоу (собака)
XII Хай   12   24   36    48   60 Чжу (свинья)

 

Таблица 2. Хронологическая таблица перевода первых годов 60-летнего цикла к векам нашей эры

Век Первый год цикла Век Первый год цикла Век Первый год цикла
I 04 
64
VIII 724
784
XV 1444
II 124
184
IX 844 XVI 1504
1564 
III 244 X 904
964 
XVII 1624
1684
IV 304
364
XI 1024
1084
XVIII 1744
V 424
484
XII 1144 XIX 1804
1864
VI 544 XIII 1204
1264
XX 1924
1984
VII 604
664
XIV 1324
1384 
 ХХI  2044

 

Перевод датировок циклического календаря в годы нашей эры. Перевод дат китайского циклического календаря в годы нашей эры значительно сложнее. Для этого необходимы специальные таблицы эр правления или девизов царствования китайских императоров и династий. Такие таблицы, в частности, приведены в «Китайско-русском словаре».

Циклический календарь в прошлом и настоящем. За начало циклической эры, т. е. за первый год первого цикла, принят год «мыши», соответствующий 2637 г. до и. э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного правителя Хуан Ди. К настоящему времени прошло 76 полных циклов, и с 1924 г. начался 77-й цикл. Циклическая календарная система широко распространена в быту, и потому ее часто называют «бытовой».

Начиная с 1 января 1912 г., после революции, в Китае стали применять и григорианский календарь, но только с 1949 г., после образования Китайской Народной Республики, он стал широко применяться в стране как официальный календарь. Однако и в наше время многие печатные издания (газеты, журналы) выходят с двойной датой: по григорианскому календарю и но 60-летнему календарному циклу. 

Приведем соответствие еще некоторых годов по обеим календарным системам (табл. 4).

Таблица 4. Соответствие григорианского календаря циклическому на годы 2000—2010

Год по григорианскому календарю № года по циклическому календарю Название года
2000 17 Гэн-Чень (металла и дракона)
2001 18 Синь-Сы (металла и змеи)
2002 19 Жень-У (воды и коня)
2003 20 Гуй-Вей (воды и овцы)
2004 21 Цзя-Шэнь(дерева и обезьяны)
2005 22 И-Ю (дерева и курицы)
2006 23 Бин-Сюй (огня и собаки)
2007 24 Дин-Хай (огня и свиньи)
2008 25 У-Цзы (земли и мыши)
2009 26 Цзи-Чоу (земли и коровы)
2010 27 Гэн-Инь (металла и тигра)

 

Постановлением правительства КНР в стране установлен праздник Весны, который является первым днем Нового года по старому китайскому календарю. Он приходится на середину февраля.

Хронология по династиям и эпохам царствования императоров. При изучении литературы но истории Китая часто приходится встречаться с присущими ей особенностями датировки событий. Начиная с древнейших времен и до начала нашего столетия китайцы не имели единого летосчисления, у них не было единой эры. Кроме счета по циклам широко применялась датировка исторических событий по династиям и эпохам царствования императоров. Традиционно летосчисление Китая начинается с 2357 г. до н. э. — времени вступления на престол легендарного императора Яо.

Ниже приводится краткая хронологическая таблица, принятая в китайской исторической науке:

Годы до н. э.

2357—2255 Легендарная династия Яо
2255—2205 Легендарная династия Шунь
2205—1766 Легендарная династия Ся
1766—1122 Легендарная династия Шан-Инь
1122— 247 Традиционные даты династии Чжоу
246— 207 Традиционные даты династии Цинь
206— 220 Традиционные даты династии Хань (Западный Хань—206 г. до н. э. по 25 г. н. э., Восточный Хань—25—220 гг. н. э.)

Годы н. э.

220— 264 Династия Вэй
265— 420  Династия Цзинь (Западный Цзинь: 265—316гг., Восточный Цзинь: 317—420 гг.)
420— 479 Династия Сун
479— 501 Династия Ци
502— 556 Династия Лян
557— 588 Династия Чэнь
589— 018 Династия Суй
618— 907 Династия Тан
907— 959 Эпоха пяти династий
960—1279 Династия Сун
1280—1368 Династия Юань (Монгольская) 
1368—164 4 Династия Мин 
1644—1911 Династия Цин (Маньчжурская)
1912—1949  Китайская республика
С 30. IX. 1949 Китайская Народная Республика