Оглавление
Введение
Первобытные
календари
Астрономические
основы календаря 
Солнечные календари 
Древне-
египетский календарь
Римский календарь
Григорианский календарь
Календарь Омара Хайяма 
Календарь французской революции
Лунные и лунно- солнечные календари
Вавилонский календарь 
Древнегреческий календарь 
Мусульманский календарь 
Еврейский календарь 
Китайский календарь 
Индийский календарь 
Вьетнамский календарь 
Календарь Майя 
Календарь в России 
Происхождение семидневной недели
Календарные эры и хронология
Восточный гороскоп
Вечный календарь
Расчет православных пасхалий
Заключение

 

Календарь Омара Хайяма

Омар Хайям и календарная реформа. Омар Хайям — один из самых выдающихся людей средневекового Востока. Он знаменит не только как поэт, автор знаменитых четверостиший «рубай», но и как математик, астроном и философ. Хайям родился в 1048 г. в Нишапуре (Хорасан) и умер в этом же городе в 1131 г. Благодаря своим выдающимся способностям он был призван ко двору сельджукского султана Малик-шаха, где занимался астрономией, математикой, а также писал стихи.

В 1076 г. для Хайяма и его помощников в Исфахане, столице Малик-шаха, была построена астрономическая обсерватория — одна из крупнейших в то время. Она просуществовала до 1092 г., т. е. до смерти султана. На ней под руководством Хайяма были составлены «Маликшахские астрономические таблицы» («Зидж-Малик-шахи»), от которых сохранились только таблицы ста наиболее ярких звезд.

В древние времена в Иране одновременно применялось несколько различных календарных систем — солнечных и лунных. Особенно широко применялся календарь солнечной хиджры.

Выдающийся среднеазиатский ученый-энциклопедист ал-Бируни (973—1048) в своем труде «Памятники минувших поколений»  писал, что астрономы Древнего Ирана «определили свой год в 365 дней и отбрасывали последующие дроби, пока из четвертей дня не набиралось, в 120 лет, дней на целый месяц...», после чего они прибавляли к году полный месяц.

Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Двенадцатый месяц года был удлиненный, так как к нему прибавилось пять дополнительных дней. День нового года всегда должен был совпадать с весенним равноденствием. Расхождения между календарем и природными явлениями, требовавшие вставки дополнительного месяца, вызывали большие неудобства.

Для упорядочения календаря Малик-шах создал специальную комиссию, состоявшую из выдающихся математиков и астрономов. Во главе этой комиссии был поставлен Хайям. Самой важной задачей комиссии было добиться совпадения начала года («науруз») с весенним равноденствием. Для этого были введены високосные годы, состоящие из 366 дней. Однако чередование високосных лет отличалось от того, какое было принято в Риме при разработке юлианского календаря.

В основу календаря Омара Хайяма была положена уже известная нам третья система високоса, имеющая в качестве подходящей дроби число 8/33. Это значит, что период из 33 солнечных лет имеет 25 простых и 8 високосных.

Чтобы внутри периода равноденствия ни разу не отходили от своего положения больше чем на половину дня, они должны были размещаться так: семь раз високос должен вставляться через три года на четвертый, а последний високос — через четыре года на пятый, т. е. високосными годами в 33-летнем периоде должны быть 4-й, 8-й, 12-й, 16-й, 20-й, 24-й, 28-й и 33-й годы.

Мы не знаем, было ли в календаре Омара Хайяма именно такое чередование, но независимо от этого его календарь следует считать одним из самых точных, так как средняя длина года в нем равна

365 и 8/33 = 365,24242 дня.

Эта величина больше современного значения тропического года (365,24220) всего на 0,00022 суток и, следовательно, дает ошибку в одни сутки за 4500 лет. Значит, этот календарь точнее григорианского.

Календарная комиссия Омара Хайяма назначила начальное весеннее равноденствие на эпоху 15 марта 1079 г. по юлианскому календарю. Эта дата была также принята за так называемую эру Джалал-ад-дина — по почетному прозванию Малик-шаха.

Система високосов календаря Хайяма применялась позднее в республиканском календаре французской буржуазной революции, но здесь високосные годы каждый раз определялись астрономическими наблюдениями.

О календарной реформе Хайяма подробно сообщается в «Гураганских таблицах», составленных самаркандскими астрономами, работавшими на обсерватории Улугбека, а также в «Эльханских таблицах», составленных во второй половине XIII в. на Мара-гинской обсерватории под руководством выдающегося азербайджанского астронома и математика Насир эд-дина ат-Туси (1201—1274).

Месяцы иранского календаря. Интересно распределение месяцев в иранском календаре. Его создатели знали, что годичное движение Солнца происходит неравномерно: зимой быстрее, а летом медленнее, и от момента весеннего равноденствия до момента осеннего равноденствия Солнце перемещается по эклиптике за 186 дней, а вторую половину своего пути делает всего за 179 дней. Поэтому в иранском календаре все месяцы первой половины года имеют по 31 дню, а месяцы второй половины года — по 30 дней. Названия месяцев иранского солнечного календаря всегда соответствуют созвездиям зодиака, по которым совершается видимое движение Солнца в эти месяцы. Год в иранском календаре начинается в полночь 22 марта.

Месяцы иранского календаря

Созвездия зодиака Названия месяцев Число дней в месяце Каким месяцам григорианского календаря соответствует
1 Овен Фарвардин 31 Март —апрель
2 Телец Урдбихишт 31 Апрель — май
3 Близнецы Хурдад 31 Май —июнь
4 Рак Тир 31 Июнь —июль
5 Лев Мурдад 31 Июль —август
6 Дева Шахривар 31 Август — сентябрь
7 Весы Михр 30 Сентябрь — октябрь
8 Скорпион Абан 30 Октябрь —ноябрь
9 Стрелец Азар 30 - Ноябрь —декабрь
10 Козерог Дай 30 Декабрь —январь
11 Водолей Бахман 30 Январь —февраль
12 Рыбы Исфаидармуз 29 (30) Февраль —март

В своей книге «Науруз-наме», посвященной истории праздника Нового года, Омар Хайям дал характеристику всем месяцам иранского календаря, объяснил значение их названий, а также привел краткое изложение истории иранского календаря. В марте 1976 г. иранский парламент ввел новую эру — с 558 г. до н. э. — года коронации древнеперсидского царя Кира (Куруша). В марте 1976 г. в Иране начался 2535 год. Солнечный календарь отменен, но по религиозным соображениям параллельно остается в силе лунный календарь, по которому в 1976 г. шел 1395 г.