Оглавление |
Лунный календарь. Египетский календарь являлся древнейшим солнечным календарем, а Вавилон следует признать родиной первого лунного календаря. Его создание относится к середине третьего тысячелетия до н. э. В Шумере, занимавшем территорию Южного Двуречья (между реками Тигром и Евфратом), в то время каждый город имел свой календарь. Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) объединил под своей властью территории Двуречья с городами-государствами Урук, Киш, Ур, Лагаш и др. Вавилония стала одной из богатейших стран мира, очагом развитой науки, культуры, искусства, мореплавания. Большое развитие получила астрономия. Прославились имена вавилонских астрономов и математиков Киденаса, Набурианна и др. Во времена царствования Хаммурапи календарь города Ур стал официальным календарем Вавилонии. Первоначально он являлся лунным и год в нем состоял из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом. Месяцы имели такие названия: нисану, айру, сивану, дуузу, абу, улулу, ташриту, арахсамну, кисливу, тхабиту, шабатху и адару. Первым месяцем года являлся нисану, который соответствовал примерно периоду с 22 марта по 22 апреля. Более мелкой единицей измерения времени являлась семидневная неделя, заимствованная у шумеров. Лунно-солнечный календарь. Постепенно календарь превращался в лунно-солнечный, правда, с самой примитивной вставкой. Так, уже в XVIII в. до н. э. применялась система произвольных вставок. Об этом упоминается в одном из указов Хаммурапи, где сказано: «Так как год имеет недостаток, то пусть месяц, который сейчас начинается, получит название второго улулу, и потому подать Вавилону причитается не на 25 число ташриту, а на 25 второго улулу». Значит, после первого месяца улулу был вставлен второй месяц с тем же названием. Этот способ произвольных вставок удержался в Вавилонии до VI в. до н. э., после чего появилась система вставок по циклам. Прежде всего появилась «восьмилетка», в течение которой три раза вставлялись добавочные, 13-е месяцы (второй улулу); широко применялся способ удлинения года вставлением второго адару. Начиная с конца IV в. до н. э. начал применяться 19-летний цикл, в продолжение которого вставляли 7 эмболисмических месяцев, приходившихся на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. Открытие этого цикла было сделано около 380 г. до н. э. и связано с именем уже упоминавшегося Киденаса. Сарос. Величайшей заслугой вавилонских астрономов было открытие периода, известного под названием «сарос», что по-египетски значит «повторение». Сарос — это промежуток времени, по истечении которого в той же последовательности вновь повторяются солнечные и лунные затмения. Сарос приблизительно равен 6585 1/3 суток. Но почти такую же длительность имеют 223 синодических месяца (6585,321 дня). Поэтому разница в одни сутки набежит только по прошествии 1500 лет. По сообщению древнегреческого историка Диодора Сицилийского, жившего в I в. до н. э., вавилоняне при помощи сароса предсказывали затмения. Достоверно известно, что знаменитый греческий ученый Фалес из Милета, зная сарос, предсказал полное солнечное затмение, наблюдавшееся в Малой Азии 28 мая 585 г. до н. э. Хронология. Датировка событий в Вавилоне велась по правлениям царей. Порядковый счет велся от даты воцарения Набонассара — 26 февраля 747 г. до н. э. Эта эра — одна из наиболее древних исторических эр, в ней счет велся от реального исторического события. Она получила широкую известность в хронологии после того, как ею начал пользоваться Клавдий Птолемей (II в. н. э.). В Вавилонии, а также в Сирии и Палестине широко применялась еще эра селевкидов. Она связана с именем Селевка — основателя царской династии в Сирии, одного из полководцев Александра Македонского. За начало этой эры принимается 1 октября 312 г. до н. э.
|