Оглавление
|
Республиканский календарь французской революции конца XVIII в. Конец XVIII в. ознаменовался одним из крупнейших событий всемирной истории: во Франции произошла буржуазная революция, уничтожившая королевскую власть и феодальные порядки. Свободолюбивый народ сметал все, что мотало установлению новых, революционных законов. Был уничтожен и действовавший во Франции григорианский календарь. «Альманах честных людей» С. Марешаля — прототип революционного календаря. Идея замены григорианского календаря с его христианским летосчислением, новым, свободным от религии, зародилась еще до революции у Сильвена Марешаля, одного из выдающихся французских атеистов конца XVIII в., революционного публициста и поэта. В начале 1788 г. Марешаль выпустил «Альманах честных людей» — небольшую книжку, датированную «Первым годом царства разума». Надо полагать, что самому автору альманах представлялся скорее боевым памфлетом против религии, чем серьезным проектом реформы календаря. Год в альманахе начинался с марта, переименованного в принцепс (первый), апрель получил новое имя — альтер (второй), май — тер (третий) и т. д. Для сентября, октября, ноября и декабря были сохранены их старые названия, так как значение их, как седьмого, восьмого и т. д. месяцев, теперь соответствовало их новому положению после того, как за начало года был принят март. Январь и февраль, завершавшие год, тоже были переименованы (ундецембр — одиннадцатый и дуодецембр — двенадцатый). Каждый месяц содержал 30 дней и делился на три декады (десяти-дневки). Оставшиеся пять дней года являлись «дополнительными» и посвящались праздникам «Любви», «Супружества», «Признательности», «Дружбы» и «Великих людей». Главная особенность альманаха состояла не в «календарном» содержании, а в его «святцах», из которых были решительно изгнаны все «святые». Их имена были заменены именами «честных людей» — Аристотеля, Вольтера, Данте, Декарта, Кампанеллы, Ньютона, Спинозы, Шекспира и многих других.
Издание произведения Марешаля вызвало большой скандал. Реакционеры увидели в нем не только нападки на религию и церковь, но и практические шаги к разрушению религии вообще. На заседании парламента, где обсуждался вопрос об альманахе, королевский прокурор с возмущением заявил: «Можно ли читать без негодования, что этот альманах помечен «Первым годом царства разума», как если бы власть разума началась только с того времени, которое приписывает ему подлая шайка неверующих, и как если бы до сих пор мир был погружен в темноту?» Прокурор требовал предать книгу Марешаля пламени и осудить ее автора, как богохульника, стремящегося уничтожить религию. Это требование было выполнено: альманах был сожжен, а Марешаль посажен в тюрьму. Впоследствии альманах много раз переиздавался и автор вносил в него различные изменения и дополнения. Главное, что он явился прототипом революционного календаря. Созванный на основе всеобщего избирательного права Национальный конвент решил заменить григорианский календарь. Такая мера вызывалась не только стремлением создать новую единицу измерения времени, согласованную с уже введенной к тому времени метрической системой, но и отметить начало новой эпохи в жизни Франции. Творец республиканского календаря Жильбер Ромм и календарная комиссия Национального конвента. Новый календарь поручили разработать специальной календарной комиссии под руководством Жильбера Ромма — одного из активных деятелей французской революции, принадлежавшего к ее крайнему левому крылу. Один из историков впоследствии писал о ном: «Осужденный за то, что стоял на стороне голодного народа, он избегнул казни проткнув себе сердце карманным ножом». Большое участие в работе комиссии принимали выдающиеся ученые Франции: Лагранж, Лаланд, Монж и др. 20 сентября 1793 г. Ж. Ромм выступил перед Национальным конвентом с обстоятельным докладом, в котором изложил задачи и главнейшие особенности нового календаря. Приведем некоторые выдержки из его исключительно интересного выступления:
«Христианская
эра была эрой Жестокости, лжи, вероломства и
рабства; она окончилась вместе с
королевской: властью, источником всех наших
зол... Время открывает новую книгу истории, и
в своем новом, величественном и простом, как
равенство, шествии оно должно новым и
мощным резцом начертать анналы
возрожденной Франции... Важнейшие особенности революционного календаря. 5 октября 1793 г. постановлением Национального конвента во всей Франции был введен новый, революционный календарь. Каждое его правило было протестом против католической церкви и папства, против религиозных праздников и всего старого быта. Прежде всего упразднялась эра от «рождества Христова» и установившийся обычай считать началом года 1 января. Конвент постановил вести счет годов с момента уничтожения королевской власти и провозглашения республики — с 22 сентября 1792 г., совпавшего в этом году с днем осеннего равноденствия. В каждом из 12 месяцев нового календаря было по 30 дней. Старые названия месяцев, связанные с именами римских императоров и мифологией, были заменены новыми, отражающими явления природы, метеорологические и сельскохозяйственные условия климатической зоны Франции. Когда депутат Конвента поэт Фабр д'Эглантин (1755—1794), придумавший новые названия месяцев, закончил свою взволнованную речь, Конвент бурно аплодировал оратору. Поэт говорил о том, что «возрождение французского народа и установление республики с необходимостью вызвали реформу общепринятой христианской эры. Те годы, когда короли угнетали нас, мы не могли уже больше считать временем нашей жизни. Каждая страница календаря, которой мы пользовались, была опоганена предрассудками и ложью, исходящими от трона и церкви... Слишком долго навязывали народу коллекцию вредных заблуждений и шарлатанства. Мы должны покончить с этими бреднями невежества и заменить религиозный обман истинами природы». Названия месяцев. Месяцы одного времени года имели одинаковые созвучные и красивые окончания, отличавшие их от месяцев других времен года. Вот как они назывались: Для
осени (с 22 сентября по 20 декабря): Для
зимы (с 21 декабря по 20 марта): Для
весны (с 21 марта но 18 июня): Для
лета (с 19 июня по 16 сентября): Неделя и декада. Семидневная неделя, как пережиток старого быта, была упразднена, и, следовательно, отпали названия ее дней. Вместо недели была введена новая единица времени — декада (от греч. — десять), состоящая из 10 дней. Месяц делился на три полные декады, и каждый последний день ее посвящался отдыху. Конвент принял название дней декады, предложенные также д'Эглантином. Они были образованы из латинских порядковых числительных (первый, второй и т. д.) с добавлением окончания (И — первых двух букв латинского слова dies — день. Таким образом, были получены следующие названия дней декады;
Преимущество такого обозначения заключалось в том, что само название дня показывало его место в декаде. «Санкюлотиды» — дополнительные дни календарного года. Для согласования длины календарного года с продолжительностью солнечного необходимо было в конце каждого простого года добавлять еще 5, а в високосном — 6 дней. Весь этот период с 17 по 22 сентября был назван в честь восставшего народа «санкюлотидами» (Санкюлотами в эпоху французской буржуазной революции назывались революционно настроенные массы. Выражение это происходит от двух французских слов: «ванз» — без и «си1о1-1е» — короткие бархатные брюки (до колен), которые носили дворяне и буржуазия. Городскую бедноту, носившую длинные брюки нз грубой шерсти, аристократы презрительно называли «санкюлотами». Позже этот термин переняли сами народные массы, так стали называть патриотов и революционеров.), объявлен нерабочим, и каждый из его дней посвящался особому празднику. Так, первый день санкюлотид (17 сентября) был праздником Гения, во время которого восхвалялись выдающиеся победы человеческого ума: открытия и изобретения, сделанные за год в науках, искусствах и ремеслах. Вторая санкюлотида (18 сентября) называлась праздником Труда и посвящалась героям труда. Третья (19 сентября) отмечалась как праздник Подвигов. В этот день прославлялись проявления личного мужества и отваги. Четвертая (20 сентября) была праздником Наград. Во время ее совершались церемонии публичного признания и национальной благодарности в отношении всех тех, кто был прославлен в предыдущие три дня. Пятая санкюлотида (21 сентября) — праздник Мнения, веселый и грозный день общественной критики. Горе должностным лицам, если они не оправдают оказанного им доверия. В этот день закон открывает уста всех граждан, и их едкое остроумие не пощадит тех, кто обманул надежды народа. Д'Эглантин придавал настолько большое значение этому дню, что говорил о нем: «Один только этот день окажет лучшее сдерживающее влияние на должностных лиц в течение года, чем самые драконовские законы и все трибуналы Франции». Наконец, шестая санкюлотида (22 сентября), отмечаемая только в високосные годы, называлась просто Санкюлотидой и посвящалась спортивным играм и состязаниям. По случаю введения республиканского календаря была выпущена специальная медаль.
Торжества по случаю введения нового календаря. Введение нового календаря сопровождалось торжественными церемониями. Так, в конце 1793 г. в городе Аррасе, расположенном севернее Парижа, состоялось грандиозное карнавальное шествие, в котором приняло участие около 20 тыс. человек. Во главе процессии шли 12 групп по числу месяцев в году, в каждой из них было по 30 человек. Впереди каждой группы шли мальчики и девочки, за ними девушки и юноши, потом молодые мужчины и женщины, затем люди зрелого возраста и, наконец, совсем пожилые. Завершали процессию пять медленно передвигающихся 75-летних стариков, олицетворявших собою дополнительные дни года. Последним под бархатным балдахином несли на носилках (так как самостоятельно передвигаться он не мог) столетнего старца с длинной седой бородой. Он представлял собой шестой дополнительный день високосного года. Потом опять двигалась детвора и молодежь. Выдающийся деятель французского и международного рабочего движения Поль Лафарг (1842—1911) рассказывает об интересном факте, связанном с введением нового календаря и перенесением начала нового года. 1 января было взято под особое подозрение: строго запрещалось праздновать его как начало нового года. В этот день на почтах вскрывали письма и просматривали их содержание. Письма, в которых были новогодние поздравления, уничтожались. Ежегодное установление начала нового года. Календарь французской революции имел один существенный недостаток: в нем не было установлено никакой системы високоса. Начало года каждый раз определялось в нем точным астрономическим вычислением. Республиканский календарь французской революции
Год начинался в полночь того дня, на который по среднему парижскому времени приходился момент осеннего равноденствия. Поэтому високосные годы наступали и через четыре и через пять лет. Любопытно, что чередование високосов следовало в республиканском календаре, как в календаре Омара Хайяма. Несмотря на такой недостаток, как отсутствие заранее установленной системы високосов, а также неудобства, связанные с переходом от семидневной недели к декаде, календарь французской революции продержался более 13 лет: с 22 сентября 1792 г. по 31 декабря 1805 г., когда он вновь был заменен григорианским календарем. Через 65 лет, в марте 1871 г., восставшие парижские трудящиеся провозгласили Парижскую коммуну. Возвращаясь к традициям французской революции, Коммуна восстановила многие республиканские начинания. Был восстановлен и календарь, просуществовавший до падения Парижской коммуны, т. е. с 18 марта по 28 мая 1871 г. Хронология. Во всей литературе, изданной за время существования французского республиканского календаря, все исторические события датировались по новому календарю, даже астрономические ежегодники. Чтобы правильно перевести дату республиканского календаря на григорианский, можно воспользоваться таблицей выше, в которой на все время функционирования республиканского календаря приводятся соответствующие первому числу каждого месяца даты григорианского календаря. Даем пример такого перевода. Так, из истории французской революции известно, что 9 термидора II года республики произошел контрреволюционный переворот, положивший конец революции. При помощи таблицы легко видеть, что во II году республики 1 термидора приходилось на 19 июля 1794 г., и, значит, 9 термидора соответствовало 27 июля 1794 г.
|