Оглавление
|
Древнееврейский лунный календарь. Еврейская календарная система — одна из наиболее сложных. Первоначально она представляла собой обыкновенный лунный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней в каждом. Первый месяц содержал 30 дней и назывался авив, т. е. месяцем колосьев, месяцем начала весны. Остальные месяцы названий не имели и обозначались порядковым числом: 2-й, 3-й и т. д. Таким образом, год состоял из 354 дней, т. е. был короче солнечного более чем на 11 суток. Впоследствии, под влиянием Вавилонии, месяцы получили названия явно вавилонского происхождения. За начало месяца принималось новолуние, вернее, момент первого наблюдения на западном небосклоне узкого серна Луны. Такая Луна называлась «молед» и означала рождение нового месяца. Наблюдение моледа должно было быть засвидетельствовано не менее чем двумя лицами. Только после этого в Иерусалим посылались гонцы с сообщением о наблюдении новолуния. Вслед за этим сразу утверждалось начало месяца. С этого момента по всей стране зажигались костры и раздавались звуки труб. Так оповещалось население страны о том, что наступил новый месяц. Таблица 1. Продолжительность месяцев еврейского календаря
Наступление нового месяца называлось «рош-ходеш». Если месяц состоял из 29 дней, то рош-ходешом называлось только первое число следующего месяца; если месяц уже содержал 30 дней, то рош-ходешом являлось и 30-е число текущего месяца. Лунно-солнечный календарь. В дальнейшие века истории еврейского народа, примерно в IV в. до н. э., лунный календарь начал постепенно вытесняться более сложным, лунно-солнечным календарем. Его разработка продолжалась много столетий и ее полное завершение обычно относят к 499 г. н. э. Интересна история этой реформы. Согласно библейским сказаниям, освобождение евреев из египетского плена произошло в 15-й день месяца нисан. В ознаменование этого события празднуется еврейская пасха, а сам нисан стал первым месяцем года. Чтобы этот месяц всегда оставался весенним, и был разработан календарь, сочетающий период изменения лунных фаз с годичным движением Солнца. Так еврейский календарь стал лунно-солнечным. Месяцы. Мы уже знаем, что продолжительность солнечного года больше лунного примерно на 11 суток. Так как средняя продолжительность лунного месяца 29 дней 12 часов 44 минуты 2,8 секунды, то лунный год оказывается равным 354 дням 8 часам 48 минутам 34 секундам. Для согласования солнечного года с лунным пришлось время от времени вводить добавочный, 13-й месяц. Годы, состоящие из 12 месяцев, называются простыми или обыкновенными, а состоящие из 13 месяцев — эмболисмическими и являются високосными. В еврейском календаре применяется 19-летний цикл, состоящий из 12 простых лет и 7 високосных. Последние занимают в цикле следующие места: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19. Дополнительный месяц всегда вставляется перед адаром, а адар становится следующим месяцем и получает название веадар. Поэтому в простом году в адаре 29 дней, а в високосном — 30. Что касается веадара, то он, как и адар в простом году, всегда состоит из 29 дней. В еврейском календаре 19-летний цикл обладает интересной особенностью: он не содержит одинакового числа дней, а в некоторой последовательности в нем бывает то 6939, то 6940, то 6941 день. Это вызывается тем, что по обрядовым мотивам началом нового года не могут быть воскресенье, среда и пятница. Поэтому, если новый год придется на один из указанных дней недели, его переносят на следующий день. В некоторых случаях новый год переносят даже на два дня. Эти переносы приводят к тому, что в еврейском календаре как простые, так и эмболисмические годы бывают трех родов: а)
краткие, или недостаточные («шана хасера»), Простые годы состоят из 353, 354 или 355 дней, а високосные — из 383, 384 или 385. Хронология и пересчет дат. За начало еврейского летосчисления принимается 7 октября 3761 г. до н. э. Оно ведет свое начало от мифического «сотворения мира» и известно как «эра от Адама». Это летосчисление в наше время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарем. До конца III в. до н. э. началом года считалось первое число нисана, которое приходилось на время, близкое к весеннему равноденствию (11 марта — 11 апреля). Но с этого времени оно было перенесено на первое число тишри, которое приходится на время, близкое к осеннему равноденствию (5 сентября — 5 октября). Для приблизительного перевода дат еврейского календаря на григорианский служит табл. 2 (звездочкой отмечены високосные годы). Если интересующая нас дата выходит за пределы приведенной таблицы, то надо поступить следующим образом. Так как первый год еврейского календаря насчитывает меньше трех месяцев (с 7 октября 3761 г. до н. э.), то для приближенного подсчета его обычно отбрасывают. Поэтому из года еврейского календаря надо вычесть число 3760. Например: 5729 год еврейского календаря соответствует 1969 году н. э. Если учесть, что 1 тишри приходится на сентябрь — октябрь предыдущего года, то следует вычесть 3761, и тогда получим 1968. Значит, 5729 год еврейского календаря соответствует 1968—1969 годам нашего календаря. Таблица 2. Соответствие дат еврейского и григорианского календарей
|