Оглавление
|
Недостатки юлианского календаря. В 325 г. н. э. состоялся Никейский церковный собор. На нем был принят для всего христианского мира юлианский календарь, по которому в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Для церкви это был важный момент в определении времени празднования пасхи — одного из важнейших религиозных праздников. Принимая юлианский календарь, церковники полагали, что он является идеально точным. Однако в нем, как мы знаем, за каждые 128 лет накапливается ошибка в одни сутки. Ошибка юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Момент равенства дня и ночи переходил на все более ранние числа: сначала на 20 марта, затем на 19, 18 и т. д. Ко второй половине XVI в. ошибка составила 10 дней: по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а в действительности он наступал уже 11 марта. История григорианской реформы. Неточность юлианского календаря была обнаружена в первой четверти XIV в. Так, в 1324 г. византийский ученый Никифор Григора обратил внимание императора Андроника II на то, что весеннее равноденствие уже не приходится на 21 марта и, значит, пасха будет постепенно отодвигаться на более позднее время. Поэтому он считал необходимым исправить календарь и вместе с ним расчет пасхалий. Однако император отклонил предложение Григора, считая реформу практически неосуществимой из-за невозможности достигнуть на этот счет соглашения между отдельными православными церквами. На неточность юлианского календаря указывал и греческий ученый Матвей Властарь, живший в Византии в первой половине XIV в. Однако он не считал нужным вносить исправления, так как видел в этом некоторое «преимущество», состоящее в том, что запаздывание православной пасхи избавляет ее от совпадения с еврейской пасхой. Одновременное их празднование запрещалось постановлениями некоторых «Вселенских» соборов и различными церковными канонами. Интересно отметить, что в 1373 г. византийский ученый Исаак Аргир, более глубоко понимавший необходимость исправления юлианского календаря и правил расчета пасхалий, считал такое мероприятие бесполезным. Причина такого отношения к календарю объяснялась тем, что Аргир был глубоко уверен в предстоящем через 119 лет «светопреставлении» и конце мира, так как исполнится 7000 лет «со дня сотворения мира». Стоит ли заниматься реформой календаря, если для жизни всего человечества осталось так мало времени! Необходимость реформы юлианского календаря понимали и многие представители католической церкви. В XIV в. за исправление календаря высказывался папа Климент VI. В марте 1414 г. календарный вопрос обсуждался по инициативе кардинала Пьера д'Альи. Недостатки юлианского календаря и неточность существующих пасхалий были предметом обсуждения на Базельском соборе в марте 1437 г. Здесь со своим проектом выступил выдающийся философ и ученый эпохи Возрождения Николай Кузанский (1401—1464), один из предшественников Коперника. В 1475 г. папа Сикст IV начал подготовку к реформе календаря и исправлению пасхалий. Для этой цели он пригласил в Рим выдающегося немецкого астронома и математика Региомонтана (1436—1476). Однако неожиданная смерть ученого вынудила папу отложить осуществление своего намерения. В XVI в. вопросами реформы календаря занимались еще два «вселенских» собора: Латеранский (1512— 1517) и Тридентский (1545—1563). Когда в 1514 г. Латеранский собор создал комиссию по реформе календаря, то римская курия пригласила тогда уже известного в Европе польского астронома Николая Коперника (1473—1543) приехать в Рим и принять участие в работе календарной комиссии. Однако Коперник уклонился от участия в комиссии и указал на преждевременность такой реформы, так как, по его мнению, к этому времени не была установлена достаточно точно продолжительность тропического года. Григорианская реформа. К середине XVI в. вопрос о реформе календаря получил настолько широкое распространение и важность его решения оказалась столь необходимой, что откладывать этот вопрос дальше было признано нежелательным. Вот почему в 1582 г. римский папа Григорий XIII создал специальную комиссию, в состав которой ввел Игнатия Данти (1536— 1586) — известного в то время профессора астрономии и математики Болонского университета. Этой комиссии было поручено разработать проект новой календарной системы. После ознакомления со всеми предложенными вариантами нового календаря комиссия одобрила проект, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или Алоизий Лилий, 1520— 1576), преподаватель медицины университета города Перуджи. Этот проект в 1576 г. опубликовал брат ученого — Антонио Лилио, еще при жизни Луиджи принимавший активное участие в разработке нового календаря.
Проект Лилио был принят папой Григорием XIII. 24 февраля 1582 г. он издал специальную буллу (рис. 11), по которой счет дней был передвинут на 10 суток вперед и день после четверга 4 октября 1582 г. пятницу предписывалось считать не 5, а 15 октября. Этим сразу была исправлена ошибка, накопившаяся со времени Никейского собора, и весеннее равноденствие вновь пришлось па 21 марта. Труднее было решить вопрос с введением в календарь такой поправки, которая обеспечивала бы на долгие времена совпадение календарной даты весеннего равноденствия с его фактической датой. Для этого надо было знать продолжительность тропического года. К этому времени уже были опубликованы астрономические таблицы, известные под названием «Прусских таблиц». Они были составлены немецким астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511— 1553) и изданы в 1551 г. Продолжительность года в них принималась равной 365 суткам 5 часам 49 минутам 16 секундам, т. е. более истинного значения тропического года всего на 30 секунд. Длина года юлианского календаря отличалась от нее на 10 мин. 44 сек. в год, что давало ошибку в сутки за 135 лет, а за 400 лет — несколько более трех суток. Следовательно, юлианский календарь в каждые 400 лет уходит вперед на трое суток. Поэтому во избежание новых ошибок было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. По юлианскому календарю за 400 лет должно быть 100 високосных годов. Для осуществления реформы понадобилось сократить их число до 97. Лилио предложил считать простыми те вековые годы юлианского календаря, число сотен в которых не делится на 4. Таким образом, в новом календаре к високосным относятся только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка. Такими годами, являются: 1600, 2000, 2400, 2800 и т. д. Годы же 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. будут простыми. Реформированная календарная система получила название григорианской или «нового стиля». В ознаменование календарной реформы была выпущена специальная медаль (рис. 12).
Точен ли григорианский календарь? Мы уже знаем, что григорианский календарь тоже не совсем точен. Ведь при исправлении календаря начали выбрасывать трое суток в каждые 400 лет, тогда как такая ошибка набегает лишь за 384 года. Для определения ошибки григорианского календаря вычислим среднюю продолжительность года в нем. В периоде из 400 лет будет 303 года по 365 дней и 97 лет по 366 дней. Всего дней в четырехвековом периоде будет 303 × 365 + 97 × 366 == 110 595 + 35 502 = 146 097. Разделим это число на 400. Тогда получим 146097/400 = 365,242500 c точностью до шестого десятичного знака. Такова средняя продолжительность года григорианского календаря. Это значение отличается от принятого сейчас значения длины тропического года всего-навсего на 0,000305 средних суток, что дает различие в целые сутки за 3280 лет. Григорианский календарь можно было бы усовершенствовать и сделать еще более точным. Для этого достаточно один високосный год раз в 4000 лет считать простым. Такими годами могли бы быть 4000, 8000 и т. д. Так как ошибка григорианского календаря составляет 0,000305 суток в год, то за 4000 лет она составит 1,22 суток. Если исправить календарь еще на одни сутки в 4000 лет, то останется ошибка, в 0,22 суток. Такая ошибка увеличится до целых суток только за 18 200 лет! Но такая точность уже не представляет никакого практического интереса. Когда и где впервые введен григорианский календарь? Григорианский календарь не сразу получил всеобщее распространение. В странах, где господствующей религией был католицизм (Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и др.), он был введен в 1582 г. или несколько позднее. Другие страны признали его только через десятки и сотни лет. В государствах, в которых было сильно развито лютеранство, долгое время руководствовались поговоркой, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Еще дольше против нового стиля выступала православная церковь. В ряде стран при введении григорианского календаря пришлось преодолеть большие трудности. В истории известны «календарные беспорядки», возникшие в 1584 г. в Риге и направленные против указа польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, по и в Задвинском герцогстве, находившемся в то время под литовско-польским господством. Несколько лет продолжалась борьба латышского народа против польского засилия и католицизма. «Календарные беспорядки» прекратились только после того, как в 1589 г. руководители восстания Гизе и Бринкен были арестованы, подвергнуты жестоким пыткам и казнены. В Англии введение нового календаря сопровождалось переносом начала нового года с 25 марта па 1 января. Таким образом, 1751 год в Англии состоял только из 282 дней. Лорда Честерфильда, по инициативе которого была произведена календарная реформа в Англии, горожане преследовали криками: «Отдай нам наши три месяца». В XIX в. делались попытки ввести григорианский календарь в России, но всякий раз эти попытки терпели неудачу из-за противодействия церкви и правительства. Только в 1918 г., сразу после установления в России советской власти, была осуществлена календарная реформа. Различие между двумя календарными системами. Ко времени реформы календаря разница между старым и новым стилями составляла 10 суток. Эта поправка осталась такой же и в XVII в., так как 1600 год был високосным как по новому стилю, так и по старому. Но в XVIII в. поправка увеличилась до 11 суток, в XIX в. — до 12 суток и, наконец, в XX в. — до 13 суток. Как установить ту дату, после которой поправка меняет свою величину? Причина изменения величины поправки зависит от того, что в юлианском календаре 1700, 1800 и 1900 годы являются високосными, т. е. эти годы в феврале содержат по 29 дней, а в григорианском не являются високосными и имеют в феврале только 28 дней. Для перевода юлианской даты любого события, происшедшего после реформы 1582 г., на новый стиль нужно пользоваться таблицей 1. Таблица 1 Поправки для пересчета дат
Из этой таблицы видно, что критическими днями, по прошествии которых поправка увеличивается на один день, являются 29 февраля по старому стилю тех вековых годов, в которых по правилам григорианской реформы из счета выброшен один день, т. е. годов 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и т. д. Следовательно, начиная с 1 марта этих годов, опять же по старому стилю, поправка увеличивается на один день. Особое место занимает вопрос о пересчете дат событий, имевших место до введения григорианского календаря в XVI в. Такой пересчет важен и тогда, когда собираются отметить годовщину какого-либо исторического события. Так, в 1973 г. человечество отмечало 500-летие со дня рождения Коперника. Известно, что он родился 19 февраля 1473 г. по старому стилю. Но мы сейчас живем по григорианскому календарю и поэтому надо было произвести пересчет интересующей нас даты на новый стиль. Как же это было сделано? Так как в XVI в. разница между двумя календарными системами составляла 10 суток, то, зная, с какой скоростью она изменяется, можно установить величину этой разницы для различных веков, предшествовавших реформе календаря. При этом следует иметь в виду, что в 325 г. Никейский собор принял юлианский календарь и весеннее равноденствие тогда приходилось па 21 марта. Учитывая все это, можно продолжить табл. 1 в обратную сторону и получить следующие переводные поправки:
Из этой таблицы видно, что для даты 19 феврале 1473 г. поправка будет составлять +9 суток. Следовательно, 500-летие со дня рождения Коперника отмечалось 19 +9—28 февраля 1973 г.
|