Оглавление
|
Происхождение семидневной недели Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Отсюда она перешла к евреям, а затем к грекам и римлянам; от римлян она широко распространилась по всей Западной Европе. Семидневная неделя получила признание и у многих народов арабского Востока. Вавилоняне приписывали числу «семь» магическое значение, считая его «священным». Такое почитание было связано с числом известных в то время планет (к которым относили также Солнце и Луну). Вероятно, происхождение семидневной недели как единицы измерения времени связано и с другой причиной — с изменением лунных фаз, повторяющихся через каждые 29,5 суток. Если учесть, что во время новолуния Луна не видна около 1,5 суток, то продолжительность видимости ее составит 28 суток, или четыре недели. И теперь период изменения вида Луны мы делим на четыре части, которые называем первой четвертью, полнолунием, последней четвертью и новолунием. Каждая четверть лунного месяца длится приблизительно семь дней. Названия дней недели. Названия дней недели имеют астрологическое происхождение. Еще в Древнем Вавилоне сутки делились на 24 часа и каждый час находился под покровительством какойнибудь планеты. Так, первый час субботы посвящался самой далекой планете — Сатурну, второй час — Юпитеру, третий — Марсу, четвертый — Солнцу, пятый — Венере, шестой — Меркурию и седьмой — Луне. По астрологическим правилам дни получали свои имена в зависимости от того, какой планете посвящался его первый час. Поэтому суббота и получила название дня Сатурна. Остальные часы субботы были также распределены между планетами. Так, 8-й, 15-й и 22-й часы опять посвящались Сатурну, 23-й час принадлежал Юпитеру, 24-й — Марсу. Первый час следующего дня — воскресенья приходился на долю Солнца. Поэтому оно и было названо днем Солнца. Продолжая и дальше такой расчет, найдем, что первый час третьего дня попадал под покровительство Лупы, четвертого — Марса, пятого — Меркурия, шестого -— Юпитера и седьмого — Венеры. Соответственно этому и получили свои имена дни недели, латинские названия которых и условные обозначения приведены в табл. 1. Таблица 1. Русские и латинские названия дней недели
Народы Западной Европы переняли от римлян различные обычаи, а также многие слова и выражения. Поэтому в языках, европейских народов — итальянцев, фрапцузов, испанцев, немцев, англичан, шведов, норвежцев, датчан, голландцев — до наших дней сохранились многие названия дней недели, заимствованные у древних римлян. Так, во французском языке только воскресенье (dimanche) не связано с «планетными» названиями и происходит от латинских слов dies domenica, означающих «день господень». В итальянском и испанском языках у пяти дней недели остались названия планет. В английском языке прямо соответствуют планетам названия таких дней, как суббота (Saturday — день Сатурна), воскресенье (Sunday — день Солнца) и понедельник (Monday — день Луны); остальные дни также носят имена планет, но они названы по именам богов скандинавской мифологии Тиу, Вотана, Тора и Фрейи, соответствующих по своей роли римским Марсу, Меркурию, Юпитеру и Венере. В немецком языке и поныне Sonntag (день Солнца) — воскресенье и Montag (день Луны) — понедельник, да и пятница (Freitag) напоминает нам уже упомянутую богиню Фрейю. Табл. 2 наглядно показывает общность сохранившихся названий дней недели у ряда европейских народов. Таблица 2. Названия дней недели в некоторых европейских языках
Интересно, что у некоторых народов Азии дни недели носят названия тех же планет. В Индии дни недели именуются так (на языке хинди):
В русском языке, как и в других славянских языках (украинском, белорусском, болгарском, чешском, сербскохорватском, польском), названия дней недели связаны с их порядковыми номерами и с некоторыми религиозными обычаями. Наши названия дней недели пришли в Древнюю Русь из Болгарии — южнославянской страны, культура которой была в то время на самом высоком уровне. Общность названий дней недели у некоторых славянских народов наглядно показана в табл. 3. Таблица 3 Названия дней недели в некоторых славянских языках
Религиозные люди считают, что семидневная неделя была установлена самим богом, который шесть дней трудился, а на седьмой «почил от дел своих». Поэтому Библия строго запрещала нарушать святость субботы — дня, посвященного богу. Этот день был еженедельным праздником у христиан и евреев. Во II в. н. э. римский император Адриан запретил христианам праздновать субботу. Тогда день отдыха был перенесен на следующий день недели — день Солнца. В 321 г. римский император Константин, принявший христианство, узаконил этот день как еженедельный государственный праздник. На Руси еженедельный праздник долго назывался седмицей или «неделей» — днем, когда «не делают», не работают. Понедельник означает, что он следует после «педели» (т. е. воскресенья), вторник — второй день после «недели», среда — средний день, четверг и пятница — четвертый и пятый; суббота же происходит от древнееврейского слова «саббат» (шабаш), что означает отдых, покой. После принятия Русью христианства воскресеньем назывался только один день года — день начала празднования пасхи. В смысле дня недели слово «воскресенье» начали употреблять только в XVI в. в память о воскресении Христа, Слово же «неделя» сохранилось для всего семидневного периода вместо слова «седмица». Мусульманские народы, приняв семидневную неделю, почитают седьмым, т. е. нерабочим днем пятницу, так как будто бы в этот день родился их пророк Мухаммед.
Семидневная неделя играла большую роль в астрологии. В расположении семи планет относительно Земли астрологи много веков видели некую тайну, которую выражали особым чертежом. Они чертили окружность, делили ее на семь равных частей и в точках пересечения ставили знаки планет (включая Солнце и Луну) в порядке синодических времен их обращений или предполагаемых расстояний от Земи. Потом от каждой точки проводили две прямые линии к концам противоположной дуги. Таким образом, из семи взаимно пересекающихся линий составляли вписанную семиконечную звезду. Этот чертеж астрологи расшифровывали следующим образом: если от вершины одного угла идти к вершине другого по общей их стороне, от вершины второго — к вершине третьего также по общей стороне и т. д., то получится принятый порядок дней недели. Так, если начать от Луны и идти к Марсу, то от Марса нужно будет идти к Меркурию, от Меркурия — к Юпитеру, от Юпитера — к Венере, от Венеры — к Сатурну, от Сатурна — к Солнцу; отсюда возвратимся опять к Луне. Таким образом, будет изображена последовательно вся неделя — от понедельника до воскресенья. Нужна ли семидневная неделя? История развития календарных систем показывает, что «неделя» является неудачной единицей измерения времени, так как не согласуется ни с продолжительностью месяца, ни с длительностью года. В лунных календарях она имела еще некоторое значение, как приблизительно четверть лунного месяца, но в солнечных календарях потеряла всякий смысл. Один из первых солнечных календарей, зародившийся в Древнем Египте, не знал семидневной недели. Не было ее и в республиканском календаре французской революции. |