Оглавление
Введение
Первобытные
календари
Астрономические
основы календаря 
Солнечные календари 
Древне-
египетский календарь
Римский календарь
Григорианский календарь
Календарь Омара Хайяма 
Календарь французской революции
Лунные и лунно- солнечные календари
Вавилонский календарь 
Древнегреческий календарь 
Мусульманский календарь 
Еврейский календарь 
Китайский календарь 
Индийский календарь 
Вьетнамский календарь 
Календарь Майя 
Календарь в России 
Происхождение семидневной недели
Календарные эры и хронология
Восточный гороскоп
Вечный календарь
Расчет православных пасхалий
Заключение

 

Первобытные формы определения времени и их развитие

В наше время нет человека, который не знал бы, что такое календарь. К его услугам мы прибегаем ежедневно. Работа заводов и фабрик, государственных учреждений и учебных заведений, различных предприятий и организаций, да и личная жизнь каждого человека — все строится по определенному календарному плану. Мы настолько привыкли пользоваться календарем, что даже не можем себе представить современное общество без упорядоченного счета времени.

Потребность в измерении времени возникла еще в глубокой древности. В своей трудовой деятельности первобытные люди сталкивались с различными явлениями природы: со сменой дня и ночи, периодическими изменениями внешнего вида Луны, сменой времен года и некоторыми другими.

Накапливая свои наблюдения из поколения в поколение, люди обнаружили определенные закономерности, давшие возможность измерять различные промежутки времени. Так много тысячелетий назад, на заре человеческой культуры, постепенно зародились первые, весьма примитивные календари. При этом первой естественной единицей измерения времени, тесно связанной с чередованием труда и отдыха человека, были сутки. Первоначально счет дней и ночей ограничивался пятью первыми числами — по количеству пальцев на одной руке. Так зародилась пятидневная недоля, которая позднее получила название «малой недели».

В дальнейшем по числу пальцев на обеих руках возникла и «большая педеля» — десятидневная.

В более поздние времена древние народы обратили внимание на то, что Луна периодически изменяет свой внешний вид, попеременно переходя от новолуния к первой четверти, затем полнолунию, последней четверти и вновь к новолунию. Эти различные виды Луны называются фазами. Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами, например, от новолуния до новолуния, первоначально определялся в 30 дней. Так появилась более крупная, чем сутки, единица измерения времени — лунный месяц, имевший важное значение в календарях многих древних народов: китайцев, вавилонян, евреев, индийцев и ряда других.

Другая единица измерения времени — семидневная неделя — возникла не только вследствие суеверного почитания числа «семь» по числу блуждающих небесных тел, к которым кроме пяти планет, видимых простым глазом (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), присоединяли Солнце и Луну. Появление недели также связано с наблюдениями изменений внешнего вида Луны. Многочисленными наблюдениями было установлено, что четверть лунного месяца, например от новолуния до первой четверти, составляет около семи дней. Счет неделями широко применялся многими древними народами Востока.

Лунный календарь зародился у древних пастушеских народов, которые вели кочевой образ жизни. Когда же люди перешли к оседлости и начали заниматься земледелием, появилась необходимость определять сроки посева и жатвы. Эти сроки были связаны со сменой времен года и видимым движением Солнца. Потребность предвидеть наступление зимы, весны, лета или осени привела к появлению первых солнечных календарей и более крупной, чем лунный месяц, единицы измерения времени — солнечного года.

В доисторические времена люди еще не умели писать, и поэтому счет дней им приходилось отмечать при помощи зарубок на палке или узелков, завязываемых на особых шнурах.

Первобытный человек обратил внимание на то, что различные явления природы совершаются в течение определенного времени и повторяются в определенном порядке. Уже тогда было замечено, что между двумя зимами или летами приходится всегда делать примерно одинаковое количество зарубок или узелков. Открыв эту закономерность, человек заранее завязывал определенное количество узлов, а затем, ежедневно развязывая по одному, мог приблизительно знать, когда должно наступить то или иное время года. Об одном из таких «узелковых» календарей узнали из истории походов древнеперсидского царя Дария 1, жившего около двух с половиной тысяч лет назад. Дарий возглавлял огромное Ахеменидское государство, которое простиралось от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе и от Кавказа па севере до первого Нильского порога (в районе нынешнего города Асуан) на юге. В 513 г. до н. э. Дарий решил завоевать южноукраинские степи, на которых жили тогда скифы. Для этого надо было форсировать Дунай. Дарий приказал поставить вплотную множество судов, которые образовали своеобразный мост. Через него войска Дария перешли па северное побережье Дуная.

Крупнейший древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., писал, что Дарий, отправляясь завоевывать скифские земли, передал оставшимся на Дунае своим военным помощникам ремень с шестьюдесятью узлами и приказал ежедневно развязывать по одному. При этом он указал, что если после того, как все узлы будут развязаны, он не вернется, оставшиеся за Дунаем войска должны сжечь мост и возвратиться на родину.

Скифы заманили Дария в глубь территории и начали громить его войска. Дарию удалось спастись только потому, что он успел вернуться к мосту раньше, чем был развязан последний узелок на оставленном ремне.

Узелковыми календарями широко пользовались некоторые народы северной Сибири (якуты, эвенки, манси и другие) еще в конце прошлого столетия. Аналогичный счет дней известен и в наше время среди некоторых негритянских племен Восточной Африки, в Гвинее и среди многих народностей Полинезии.

Знаменитый английский писатель Даниэль Дефо в романе «Робинзон Крузо» рассказывает, как герой этого романа, оказавшись после кораблекрушения на необитаемом острове, изготовил себе календарь особой конструкции. «По расчетам моим, я попал на этот остров 30 сентября 1659 года. Только по прошествии 14 дней пришла мне в голову мысль завести календарь, чтобы не сбиваться с толку в порядке следования дней и месяцев и чтобы отличить воскресенье от рабочих дней. Так как у меня не было ни бумаги, ни чернил, ни перьев, то я придумал составить календарь в таком виде, в каком, конечно, до этого времени он еще не употреблялся ни разу. Я врыл в землю четырехгранный столб и прибил па верхнем конце его продолговатую четырехугольную доску, на которой крупными буквами вырезал следующие слова:

Здесь пристал к берегу Робинзон Крузо 30 сентября 1659 года

Рис. 1. Календарь Робинзона Крузо
(по рисунку французского художника Жана Гранвиля).

На ребре столба я каждый день делал ножом черту (рис. 1). Седьмая черта была вдвое больше остальных и обозначала воскресенье. Точно так же первый день каждого месяца отмечался еще большей чертой».

Идея описанного календаря не нова. Такими календарями пользовались многие племена в Азии, Америке и в Африке. Во многих губерниях царской России даже в конце прошлого века большое распространение имели деревянные календари различных конструкций. Чаще всего они представляли собой шестигранную палку (рис. 2) с утолщением посередине. На гранях Делались зарубки по числу дней для двух очередных месяцев. Против некоторых зарубок вырезались условные значки, означавшие дни важнейших религиозных праздников.

Рис. 2. Старинный деревянный календарь, применявшийся в Вологодской, Архангельской и Пермской губерниях.

Таким образом, при помощи узелков и зарубок некоторым древним народам удалось установить продолжительность новой единицы измерения времени — года. Однако все эти способы определения продолжительности года были весьма примитивны и не давали достаточной точности. Более точное определение продолжительности года стало возможным лишь после того, как древние египтяне, китайцы и некоторые другие народы изучили особенности видимого движения Солнца и Луны.

Начало года народы определяли по-разному, но всегда с наиболее важного момента времени года для жизни данного народа, от какого-нибудь заметного природного явления. Чаще всего год начинали с наступления весны, лета, осени или зимы. У древних египтян новый год начинался со времени начала разлива Нила. На некоторых островах Индийского океана начало года определялось по муссонам — устойчивым ветрам, дующим летом с океана на материк, а зимой — с материка па океан. У жителей островов Самоа год начинался с массового хода местного морского съедобного червя палоло.