Оглавление
|
Разнообразие календарных систем. Индия — страна Древней цивилизации. Более четырех тысяч лет назад народы, населяющие долины рек Инда и Ганга, создали свою самобытную культуру. На территории современной Индии еще в древние времена образовалось много племен и народностей, которые долго были разобщены. Индия является многонациональным государством, население которого говорит более чем на двухстах языках. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные. Древний лунно-солнечный календарь. В одном из распространенных в Индии лунно-солнечных календарей связь с движением Солнца состоит в том, что длина года в нем равна продолжительности времени, по истечении которого Солнце возвращается в к той же звезде, от которой началось наблюдение. Этот промежуток времени называется звездным годом. Он длиннее тропического года на 20,4 мин. и, по современным данным, составляет 365,25636 средних суток. Древние индийские астрономы не знали точной продолжительности звездного года и принимали ее равной 365,25876 суток. Эта величина указана в древнем индийском астрономическом трактате «Сурья Сиддханта», автором которого является выдающийся астроном и математик Ариабхата (476—550?). Она применялась в течение почти пятнадцати веков во многих индийских календарях. Вследствие этого индийский календарный год, который 1500 лет назад начинался в день весеннего или осеннего равноденствия (21 марта или 23 сентября), теперь наступает на 22—23 дня позже, т. е. около 12— 13 апреля или 15—16 октября. Выражением связи этого календаря с видимым движением Солнца является деление года на 12 месяцев с числом дней от 29 до 32, а также на 6 сезонов, связанных с временами года. Эти сезоны, каждый из которых продолжался два месяца, следующие:
1. Весна (васант): месяцы Чайтра (март —
апрель, 30 дней) и Ваисакха (апрель — май, 31
день). Разная продолжительность месяцев сложилась еще в те времена, когда индийские астрономы разбили эклиптику на 12 равных частей и считали, что каждую из них Солнце проходит в течение одного месяца. Однако вследствие неравномерного движения Земли вокруг Солнца в разное время года оно движется с разной скоростью. Поэтому в индийском календаре летние месяцы оказались более длинными, а зимние — более короткими. Индийский календарь связан также с продолжительностью лунного месяца. Начало каждого месяца падает на следующий день после наступления полнолуния или новолуния. Как известно, 12 лунных месяцев содержат только 354 дня. Поэтому для согласования их продолжительности с солнечным годом в каждый третий год вставляется добавочный, 13-й месяц (адикмас), а чтобы уравнять лунные и солнечные месяцы, были введены дополнительные дни (титхи). Каждый лунный месяц делится на две половины: первая начинается на другой день после наступления полнолуния и называется «темнеющей половиной», а вторая начинается с новолуния и называется «светлеющей половиной». В пределах каждой половины счет дней ведется от 1 до 15. Таковы основные особенности построения многих индийских календарей. Разнообразие применяемых эр. Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват. Самватским календарем преимущественно пользовались в Северной и Центральной Индии. Летосчисление по этому календарю начинается с 57 г. до н. э. и связывается с именем Викрама, или Викрамадитья, которому посвящены бесчисленные легенды, как национальному герою и идеальному правителю. О нем вспоминают как о властелине, изгнавшем иноземных захватчиков. В большинстве легенд рассказывается о стремлении Викрама облагодетельствовать свой народ и о готовности его пожертвовать собою и своими личными интересами ради блага других. Он прославился своим великодушием, служением другим, мужеством и отсутствием высокомерия. Неру отмечает, что имя Викрамадитья, подобно имени Цезаря, стало своего рода символом и титулом, и многие последующие правители присоединяли его к своим именам. Упоминание в истории Индии многих Викрамов затрудняет установление того, какой из них связан с историей самватского календаря. Интересно отметить, что около 57 г. до н. э., т. е. около даты, с которой ведется эра викрам самват, нет следов, указывающих на существование такого правителя. Только в IV в. н. э. в Северной Индии был некий Викрамадитья, который воевал против иноземных захватчиков — гуннов и изгнал их с индийской земли. Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н. э., то, следовательно, 1970 год нашего календаря соответствует 2026—2027 годам самватского календаря. В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н. э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 1970 год нашего календаря соответствует 1892— 1893 годам календаря Сака. В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Калиюга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н. э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н. э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542—1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н. э. Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому. Все религиозные праздники отмечаются по одному из лунно-солнечных или лунных календарей. Так, праздник «Дивали», посвященный богине процветания Лакшми и богу Вишну, падает на день новолуния месяца Картика. В этот день во многих местах страны отмечают начало нового года. В штате Мадрас новый год встречают на 15-й день после «Дивали», т. е. когда наступает полнолуние. Создание Единого национального календаря Индии. Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. В послании этому комитету премьер-министр Неру писал: «Всегда трудно изменить календарь, к которому люди привыкли. Однако нужно сделать попытку изменить его, хотя эти изменения в настоящее время не могут быть достаточно полными настолько, насколько это желательно. Во всяком случае, следует ликвидировать ту путаницу, которая существует в календарях Индии. Я надеюсь, что ученые возглавят это важное мероприятие». Комитет тщательно изучил все существующие в стране календарные системы и разработал единый календарь, сущность которого заключается в следующем: 1.
В основу нового календаря положена эра Сака,
широко применявшаяся в течение двух
тысячелетий во многих календарных системах
Индии. 1892 год эры Сака
соответствует времени с 22 марта 1970 г. по 21
марта 1971 г. нашего календаря. Месяцы Единого индийского календаря
6. Для определения високосного года применяется следующее правило: к году эры Сака надо прибавить число 78, и если полученная сумма делится на 4 без остатка, то год — високосный. Так, год 1890 эры Сака, соответствующий 1968—1969 гг. и. э., удовлетворяет указанному правилу, так как сумма 1890 + 78 = 1968 делится без остатка на 4. Каждый последующий четвертый год, т. е. 1894, 1898, 1902 и т. д., также будет високосным. Однако если после прибавления к году эры Сака числа 78 сумма окажется кратной 100, то этот год будет високосным только в том случае, если сумма делится без остатка на 400. Подобное правило применяется в григорианском календаре для вековых годов. Таковы особенности Единого национального индийского календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями. Введение Единого национального календаря было важным событием в культурной жизни индийского народа. Однако проведенная реформа рассматривалась как промежуточное мероприятие, необходимое для упорядочения календарного вопроса в настоящее время и для перехода в дальнейшем к более общему календарю, удобному для применения в масштабах всего земного шара. |